Елена Королева
Консультация для родителей «Компьютер и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Компьютер и дети»
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и
сколько времени
реб нок может
проводить за
монитором без вреда
для здоровья.
Существуют четыре
основных вредных
фактора: нагрузка на
зрение, стесн нная
поза, нагрузка на
психику,
излучение. Давайте
разбер м каждый из
них по порядку:
Нагрузка на зрение
Публикация «Консультация для родителей „Компьютер и дети“» размещена в разделах
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на
компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь,
может привести к снижению остроты зрения. Реб нок старшего дошкольного
возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего
необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у
малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в
очках. Ни в коем случае не разрешайте реб нку работать за компьютером в
темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не
светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана
составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной
развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют
наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и
организации рабочего места реб нка, его зрению ничего не угрожает.
Стесн нная поза
Сидя за компьютером, реб нок смотрит с определ нного расстояния на экран
и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это
вынуждает его принять определ нное положение и не изменять его до конца
игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а
запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90
градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте
досуг реб нка: между компьютерными играми реб нок должен играть в
подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу
перекусывать за компьютером : эта вредная во всех смыслах привычка может
остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику.
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение
автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого
практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещ мало изучена,
поскольку современная мультимедиа-техника появилась сравнительно
недавно. И вс же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в
работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за
содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия
статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.
Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в
сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз
воспринимается рисование на компьютере : здесь звук не играет отвлекающей
роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается
сам. Вс это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск
информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие
вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости
изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского
организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного
монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов
предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что
называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны, монитор вообще не
производит. В н м просто нет устройств со столь высокой энергией. Также
ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в
квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном
столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется
потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не
опасен, но он созда тся между экраном дисплея и лицом сидящего перед
ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти
пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный
стол и лицо реб нка. Следовательно, необходимо постоянно снижать
количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша,
вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или
протереть лицо влажной салфеткой.
Как познакомить ребенка с компьютером
Знакомя ребенка с компьютером, не стоит употреблять выражения
типа: «Я покажу тебе кое-что интересное…», «Сейчас мы с тобой немного
поиграем» и т. п. Поверьте, малыш сам очень быстро поймет, какая
увлекательная и замечательная штука компьютер. При этом мотивировать
ребенка учиться сложнее, чем играть. Поэтому лучше, если родители, самые
авторитетные и значимые для детей люди, будут изначально ориентировать
своих чад на обучение, получение новых знаний и умений с помощью этой
умной машины, а не на исключительно приятное времяпрепровождение.
Можно пригласить ребенка таким образом: «Я покажу тебе, как складывать
цифры», «Сейчас мы с тобой немного позанимаемся» и т. п. При этом нужно
делать акцент на том, что не компьютер учит и развлекает малыша, а мама
(или папа) обучает его с помощью компьютера. Конечно, и вести себя
следует соответственно: принимать участие, давать комментарии по ходу
действия, показывать аналогичные примеры в повседневной жизни, на
прогулке, в совместных играх. Нежелательно оставлять ребенка за такими
занятиями без вашего присмотра дольше нескольких минут. Компьютерные
игры слишком увлекательны и притягательны, поэтому во избежание
развития зависимости не должны быть доступны в любое время на любой
срок. Лучше сразу лимитировать продолжительность и количество занятий,
впоследствии не отступая от этих правил («Сейчас мы будем учиться, а через
15 минут пойдем в магазин/гулять/обедать/играть в кубики…»). Скорее
всего, войдя во вкус, чадо станет требовать продолжения. В таких случаях
следует проявлять терпение и непреклонность: «Больше – нельзя, для глазок
вредно. На сегодня хватит, завтра еще поучимся…». Неплохо в такие
моменты переключать детей на другие, интересные для них занятия,
повторяя и закрепляя полученные знания. Это поможет преодолеть
разочарование от прекращения игры и возможные реакции протеста.
Дети подражают родителям
Для детей дошкольного возраста родители – авторитет и пример для
подражания. Об этом необходимо помнить тогда, когда вы после рабочего
дня собираетесь убить парочку виртуальных монстров для того, чтобы снять
напряжение и отвлечься. Лучше, если дети не будут видеть, как вы играете в
«стрелялки». Иначе как тогда объяснить дошкольнику, что убивать нельзя,
драться – плохо? Как бороться с детской агрессивностью, если они видят
насилие у себя дома, пусть даже только на мониторе компьютера? Ведь
избирательность, абстракция, пластичность мышления у них еще не развиты.
И ребенок не всегда может дифференцировать реальный и виртуальный мир:
«там можно, здесь нельзя». Идеальный вариант: четкое разделение на
«детские» и «взрослые» занятия за компьютером и строгое соблюдение этих
правил. Также четко должны регламентироваться временные лимиты: не
более 15-25 минут в день. Больше – вредно для детского организма и
неэффективно с точки зрения восприятия и усвоения информации. Кроме
того, установив изначально определенные правила пользования
компьютером, впоследствии будет значительно легче сотрудничать с
ребенком в этой сфере.
Компьютер - это не способ наказания или поощрения
Как способ наказания и поощрения компьютер использовать не стоит.
Это не совсем здоровая мотивация. Ребенок должен вести себя хорошо,
потому, что это правильно, потому, что так надо, потому что так ведут себя
мама с папой, а не для того, чтобы в ответ получить доступ к заветному
устройству.
Одним словом, компьютер – вещь хорошая, нужная и полезная. Более
того, зачастую она незаменимая и необходимая. Однако, как и во всем, здесь
нужны обдуманность, последовательность, чувство меры и грамотный
подход. Тогда от компьютера будет максимум пользы.
Памятка для родителей :
Основные правила при работе малыша за компьютером
ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день
лучше играть в первой половине дня
в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3
раз
комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена
мебель соответствовать росту ребенка
расстояние от глаз ребенка до монитора -60 см;
после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз
игровую деятельность сменить физическими упражнениями
При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25
минут работы перед монитором.
Соблюдать правильную рабочую позу.
Не работать на компьютере в темноте.
Следить за содержательной стороной игр и программ.
После занятий умыться прохладной водой.