Елена Просветова
Консультация для родителей «Комнатные растения в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Комнатные растения в жизни ребенка»
Зелёный мир комнатных растений заинтересует ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром флоры. Комнатные растения на первый взгляд для ребёнка безжизненны. Задача взрослых – помочь ребёнку увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся в доме.
Публикация «Консультация для родителей „Комнатные растения в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Приучая дошкольника к наблюдения, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов декоративных растений. Даже зелёный цвет бывает у растений разным (например тёмную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричны и несимметричных рисунков можно увидеть на листьях декоративных растений! Красивый бордовый с зелёным обрамлением рисунок на листьях колеуса (крапивки, красноватые с металлическим блеском листья королевской бегонии. Декоративность растений определяется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту взрослый человек видит благодаря развитому восприятию. Ребёнок, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей недостаточного восприятия.
Великолепное зрелище представляет собой цветущее растение. Несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветков обычно имеют окраску чистых тонов. Контраст зелёных листьев и его цветков притягивает взгляд. На цветущее растение хочется смотреть, не отводя глаз. Каждый цветок – это удивительное чудо природы.
Постарайтесь научить ребёнка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребёнка. Декоративные качества растения, его красота и особенно цветение зависят от условий внешней среды. Для комнатных растений эти условия создают люди.
Наблюдая, ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, насколько жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.
Приобщаясь к миру комнатных растений, ребёнок постигает тайны жизни и узнает новые формы её проявления, учится отличать здоровое, сильное, бурно растущее растение от слабого, хилого, требующего «лечения» или погибающего. Красота признак здоровья. В мире растений эта связь проявляются особенно отчётливо. Растение с вытянутыми стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивым. Внешние признаки комнатного растения указывают на степень его обеспеченности всеми необходимыми условиями жизни.
Таким образом, наблюдая вместе со взрослыми за комнатными растениями, ребёнок научится определять, где окраска растения бледная, а где насыщенная; где стебель растёт нормально, а где тянется к свету; где регулярно появляются новые побеги и листья. Систематически наблюдая за растениями, ребёнок узнает, что внешние признаки: цвет, форма, размер – это прежде всего показатели степени благополучия растения, то есть его обеспеченности необходимыми условиями жизни. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая цветы от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дошкольник научиться ухаживать за своими «зелёными друзьями». Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Как же должны поступить взрослые, чтобы с помощью комнатных растений решать различные задачи воспитания дошкольника? Дети любят действовать. Окружающий мир они познаю в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребёнка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите ребёнку заняться поливкой растений. – Хочешь посмотреть, как я поливаю цветы? Пойдём! У меня есть лейка с водой. Я налью воду в каждый горшок. Сначала нужно показать ребёнку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребёнок наблюдает за ним. Обратите внимание ребёнка на то, как лишняя вода пропадает из горшка и появляется в поддоне.
- Ты видел, как я поливала растения? – спрашивает взрослый. Хочешь мне помочь? Ребёнку интересно и он согласится, тем более он будет делать сам. Взрослый помогает держать лейку и поливать, поясняя при этом: - Носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила всю землю. Если вода появилась на одоне – значит воды достаточно. В конце поливки задайте ребё нку вопрос: А зачем мы поливаем комнатные растения? Не спешите помочь ребёнку с ответом – пусть ребёнок подумает, посмотрит на цветы, выскажет своё мнение. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся всё красивее.
Скажите ребёнку «Давай вместе посмотрим на цветы. Какие они у нас зелёные, красивые! Мы с тобой их поливаем, они пьют воду и хорошо растут».
Ребёнок обязательно должен увидеть растение в период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, украшает дом, радует взгляд, создаёт хорошее настроение. Постарайтесь научить ребёнка видеть эту красоту. Покажите бутоны ещё в зародышевом состоянии, потом бутоны и из бутонов появится цветок. Понаблюдайте период цветения. Прежде всего покажите ребёнку, что цветки очень украшают растение : в сочетании с зеленью листьев они представляют собой очень красивое зрелище. Цветущее растение украшают всю комнату. Учите детей смотреть и любоваться красотой.
Старайтесь поддерживать интерес ребёнка к комнатным растениям и другими способами. Читайте художественные произведения стихи, сказки и рассказы. Развивайте интерес через художественно-эстетическое развитие – рисование, лепку с натуры того цветка который ребёнку нравится. Составьте рассказ – описание про любимый цветок ребёнка. Любой результат удовлетворит ребёнка.
Для того чтобы труд был ребёнку в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремлённость. Взрослый периодически даё т поручения: осмотреть землю в горшках, не пора ли поливать, рыхлить землю под присмотром родителей, протирать листья губкой, очищать пыль кисточкой, опрыскивать растения из пульверизатора. При этом ребё нок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, им нужна не только вода, но и воздух, пересаживать в новую землю, подкармливать и т. д.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет увидеть и оценить прелесть букета в вазе, красоту клумбы или газона, очарование пейзажа. Ребёнок самостоятельно сможет вырастить комнатное растение. На прогулке в лесу, в парке, на лугу он проявит наблюдательность, научится любить и ценить красоту природы.