Вишневецкая Маргарита Ивановна
Консультация для родителей «Когда семья — коллектив»
▼ Скачать + Заказать документы
«Когда семья – коллектив»
Прежде чем поговорить о роли семьи в жизни ребенка, ответ не может быть однозначен. Прежде всего потому, что каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей — столько и особенностей ее уклада, свойственных только данной семье, среди которых: различный состав по возрасту и родственным связям, образ жизни и стиль внутрисемейных отношений, установки на труд и на воспитание детей, на потребление материальных благ и духовных ценностей, социальная зрелость взрослых членов семьи и многое другое. Все это не может не определять и условия жизни ребенка, и особенности его воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Когда семья — коллектив“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья — это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. «Семья для маленького ребенка,— говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» под редакцией Т. А. Марковой,— почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник от-личается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».
Напомним: формирование личности осуществляется наиболее успешно в коллективе — это центральное положение советской педагогики, которое имеет прямое отношение не только к общественному, но и к семейному воспитанию. Семья составляет органическую часть советского общества. Вот почему один из критериев правильно взятой линии воспитания в семье — это стремление родителей формировать у ребенка черты будущего коллективиста.
Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение своей равнозначности с другими членами семьи, рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра — у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры — одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.
Вся жизнь взрослых — пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.
Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи : организацией ее опыта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими семейными традициями. Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание — главная социальная задача, которая решается обществом и семьей. По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять эту задачу?
Социальная ценность семьи. Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов, значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т. д.
Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный отпуск или экскурсия по родному городу, подготовка и проведение маминого праздника или дня рождения ребенка или старшего члена семьи! Сколько прелести таят в себе вечерний досуг, чтение книги в кругу близких. Это и многое другое не только цементирует семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.
Единство требований к ребенку со стороны всех воспитывающих лиц. Известно, что воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку. Здесь уместно вспомнить слова А. С. Макаренко, обращенные к педагогам, о том, что воспитание — это дело всего коллектива воспитателей, объединенных едиными педагогическими целями и задачами. Если у педагогов нет единства во взглядах на воспитание, нет единого тона, единого подхода к ребенку, то не может быть речи о педагогах, составляющих монолитный коллектив, способный обеспечить целенаправленный воспитательный процесс.
Сказанное имеет прямое отношение к семейному воспитанию: все взрослые члены семьи — воспитатели, которые в подходе к ребенку обязаны проявлять единство требований. А это возможно там, где взрослые чувствуют свою коллективную сопричаст-ность в деле воспитания, преисполнены чувства долга.
Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок. Всегда ли, например, первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослые — ребенок» формирует у растущего человека коллективистические навыки? Об этом не должны забывать родители, ведь многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важных социальных задач — воспитание будущего коллективиста. Зато там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, ак-тивной жизненной позиции.
Об установлении правильных взаимоотношений родителей с детьми рассказывает И. А. Печерникова в книге «Воспитание детей в семье Маркса» :
«К. Маркс был для своих дочерей настоящим другом, замечательным товарищем. Они шли к нему за советами, доверяли ему свои детские тайны. В семье Маркса отно-шения между родителями и дочерьми были самыми сердечными, самыми непринужден-ными, самыми уважительными. Элеонора (младшая дочь Маркса. — Л. О.) утверждает, что Маркс говорил с нею, даже когда она была совсем маленькой девчуркой, серьезно и обстоятельно. Маркс никогда не запрещал детям входить в свой кабинет и очень внимательно выяснял, что их интересует. То, что детей не удаляли из комнаты, в которой собирались гости, а разрешали им слушать споры и разговоры старших, тоже было в какой-то мере выражением уважительного отношения к ним.
Маркс много играл со своими детьми. Ему всегда удавалось занять такую позицию, что дети ощущали внутреннюю близость с ним. С маленькими он играл, как будто сам был в их возрасте, с подростками беседовал и играл, как их ровесник, со старшими детьми спорил, рассуждал, радовался их новым «открытиям» с горячностью и любознательностью, свойственным, юности. Он не приспосабливался к детям, оставался на высоком уровне мудрого, взрослого человека и в то же время умел стать с ними вровень, быть близким и понятным им».
Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери, как воспитательницы собственных детей, хранительницы и созидательности семейного очага. От нее во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения «мать — отец» — величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.
Семейные традиции. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что ни скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью ж коллектив.
В такой семье особенно велико взаимовлияние друг на друга всех ее членов. Характеризуя высоконравственный строй семьи Ульяновых, благотворное влияние всех ее членов друг на друга, Надежда Константиновна Крупская писала : «Семья Ульяновых была большая — шесть человек детей. все они росли парами: старшие — Анна и Александр, потом Владимир и Ольга и, наконец, младшие — Дмитрий и Мария. Ильич очень дружил с Ольгой, в детстве играл с ней, позднее вместе читали они Маркса.
Александр рос революционером и имел очень сильное влияние на Ильича.
. Мне кажется, что талант организатора, который был так присущ Ильичу, он в значительной мере унаследовал от матери.
«Ты не один на свете» — эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигает ее на практике. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лености, чувства исключительности.
Действительно, когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходится искать, как говорил А. С. Макаренко, «хитрейших рецептов вос-питания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от по-купки игрушки, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, беречь отдых взрослых, «догадываться» проявлять заботу о близких, справляться об их само-чувствии и т. п.
Трудовая атмосфера семьи. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятий: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все — старшие и дети — делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.
Тональность отношений складывается из мелочей. Стоит прислушаться, как разговаривают члены семьи. Как строится диалог? Что преобладает — спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?
Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Если эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном ее здоровье, то воспитание не является делом трудным. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше — положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает — сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная азбука чувств — первый кирпичик в будущем здании личности.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле объясняем, требуем. Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все — наши дела, мысли чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности — в общем, вся атмосфера семьи, ко торой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт. Но если ребенок наблюдает в отношения взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитание неизбежно ставится под угрозу.
Итак, мы напомнили некоторые положения, которые позволяют судить о семье как о первом коллективе в жизни ребенка. Исходя из сказанного, давайте попытаемся вместе ответить на второй вопрос: всякая ли семья — коллектив?
Никто, наверное, не станет спорить, что семья может воспитать полноценного полезного члена нашего общества с прогрессивными убеждениями при условии, что все взрослые ведут здоровый образ жизни.
А если это не так? Если ребенок видит нетрезвые лица отца или матери, растёт в обстановке скандалов и бранных слов, находится в постоянном напряжении под гнетом страха — можно ли считать, что маленькому человеку созданы условия для нормальной жизни, полноценного психофизического развития и воспитания? Можно ли в это случае говорить о родительском долге и ответственности в деле воспитания (пусть даже если отец или мать старается оградить малыша от семейных катастроф? Да и возможно ли это? О каком единстве требований гармоничном влиянии отца и матери на ребенка может идти речь? Еще и еще возникает множество подобных вопросов. Ну, зададим один: почему, случается, лишают родительских прав тех родителей, которые ведут аморальный образ жизни? Ответ однозначен: семья аморальна, социально ненадежна, не представляет ценности как коллектив, которому можно доверить воспитание детей.
Итак, выделим мысль: коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей. Эти слова В. А. Сухомлинского полностью отвечают на поставленный вопрос.