Ирина Дружинина
Когда начинать привлекать ребёнка к домашним делам. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать привлекать ребёнка к домашней работе лучше всего в раннем детстве. Во – первых, такая тактика соответствует естественным потребностям ребёнка подрожать старшим. Ребёнок с одного года до трёх лет, как правило, активно подражает взрослому, хочет делать то, что делает родитель. Родители часто умиляются поведением детей в этом возрасте: помогает маме по мере сил, загляденье одно! Такое поведение – просто стремление к подражанию, это не заслуга ребёнка или его воспитателей. Поведение угаснет, когда ребёнок «наиграется».
Публикация «Когда начинать привлекать ребёнка к домашним делам, Консультация для родителей» размещена в разделах
Поскольку настоящей пользы от ребёнка в этом возрасте мало, родители часто ограничивают его, стремятся замкнуть на игрушках
(развивающих или развлекающих, сделать так, чтобы он под ногами не болтался, не мешал. Ребёнок стремится быть вместе с мамой на кухне, изучая кухонную утварь, но маме это неудобно, и она просит бабушку посидеть с ним или вручает ему планшет. Ребёнок хочет тащить сумку с продуктами, которую принёс отец, но ему говорят: «не трогай, ты сейчас рассыплешь». Ребёнок хочет сам натягивать штаны, но ему говорят: «ты час провозишься, дай я сама». Так постепенно ребёнок устраняется из области «деловой активности» и самообслуживания, занимает место пассивного объекта деятельности родителей. Если родители хотят, чтобы ребёнок впоследствии участвовал в домашнем хозяйстве, желательно не гасить его активность в раннем детстве.
Ребёнок младшего возраста, по существу, не может иметь «обязанности», так как не способен держать в голове необходимость делать нечто. Однако его можно и нужно привлекать к делам семьи, давать ему посильные поручения. Энтузиазм маленького человека, стремящегося вам помочь, попробовать свои силы, нужно использовать для начала его включения в домашние дела.
Вторая причина, по которой желательно использовать раннее детство для начала привлечения ребёнка к домашним делам, - это обеспечение постепенности, эволюционности этих дел в жизни ребёнка. Ранее уже упоминалось о том, что ребёнок не готов и не сможет без драматического сопротивления принять неожиданно обрушившиеся на него требования взрослых. Но если требования в разумном количестве сопровождали ребёнка всегда, то он спокойнее принимает их естественное усложнение.
И последнее. Почему именно раннее детство является хорошим возрастом доя начала приобщения ребёнка к домашнему хозяйству? Да потому, что участие ребёнка в хозяйственных делах становится частью так называемой я- концепции ребёнка, то есть его представления о себе. Если ребёнок, взрослея, получит опыт помощи другим, это становится частью его картины себя, идентичности. Это помогает увидеть работу естественной частью жизни, а не навязанной необходимостью.