Мария Глебова
Консультация для родителей «Как воспитывать у ребёнка чувство ответственности»
«Как воспитывать у ребёнка чувство ответственности»
«Чувство ответственности - это характеристика зрелой личности.
Но закладывается оно именно в детские годы.
Юлия Василькина, Психолог
Каждый родитель мечтает вырастить ответственного человека. Но возникает несколько вопросов:
? Кто такой ответственный человек -O- Как родителям правильно воспитать в детях чувство ответственности?
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитывать у ребёнка чувство ответственности“» размещена в разделах
Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Человек с чувством ответственности не рождается. А значит, ответственность нужно воспитывать с раннего детства.
Ответственность тесно связана с самостоятельностью. Сначала возникает самостоятельность (например, ребёнок учится одеваться). Со временем появляется обязанность (например, убирать свои вещи на место, поддерживать одежду в чистоте).
Принципы формирования ответственности:
1) Личный пример родителей
Каждый родитель должен выполнять свои обязанности, в том числе и по дому. Тогда ребёнку легче стать помощником родителей и освоить посильные ему обязанности.
2) Поручайте ребёнку поручения согласно возрасту
Давайте ребёнку посильные поручения. Например, приобщайте его к приготовлению семейного обеда. Доверьте помыть картошку или порвать листья салата. Не ждите, что дошкольник сварит полноценный суп.
3) Поощряйте инициативу ребёнка
Однажды, ребёнок может сказать «Можно я приготовлю яичницу?». Инициативу лучше поддержать. Показать, где лежит сковородка, как её ставить на плиту, доверить разбить яйцо (это может не с первого раза получится) итд.
4) «Терпение и труд всё перетрут»
Успеха добивается тот, кто пробует, совершает ошибки и снова пробует сделать. Ребёнок не сразу научился ходить, много падал, но вставал и пробовал снова. И вы, как родители, его поддерживали. Так же и с поручениями. Ребёнок не сразу будет убирать свои игрушки на место. Но родители каждый день показывают, где живёт та или иная игрушка. Постепенно у ребёнка всё получится!
5) Не ругать и запрещать, а объяснять
Родитель делает акцент на объяснении поступка и последствиями. Например, «Ты болеешь. Как ты себя чувствуешь? Грустно, болит горлышко. Нужно принять лекарство. Тогда горлышко пройдёт». Или такой пример, «Ты можешь попрыгать по луже. Что станет с твоими сапогами и штанами? Они запачкаются. Ты готов их почистить дома?». Если готов, то родитель должен проследить за выполнением этого действия (достать тряпку, щётку, мыло, показать, куда повесить сушить).
6) Выполнять свои обещания
Взрослый держит своё слово и обещание. Если взрослый обещал почистить после работы вместе с ребёнком клетку хомячка, то не смотря на усталость, нужно обещание выполнить. И доверить какое то действие ребёнку, например, помыть кормушку или насыпать опилки итд.
7) Постепенно увеличивать зону ответственности ребёнка
Например, ребёнок может помыть после еды свою тарелку, чашку, ложку. Когда это войдёт у него в привычку, то можно доверить помыть тарелку, ложку и чашку мамы и папы.
Воспитание самостоятельности и чувства ответственности у ребёнка дошкольника носит длительный и кропотливый труд со стороны родителей, ближнего круга родственников и педагогов. Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания. Родители лучше всех знают своего ребёнка. Раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.