Анна Анисимова
Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность ребенка для многих родителей - очень желаемое, но по-рой труднодостижимое качество. Успешность ребёнка во многих видах деятельно-сти зависит от способности проявить самостоятельность, управ-лять своими дей-ствиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные ранее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формирует-ся самостоятельность.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитывать самостоятельность“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни.
Как формируется самостоятельность у детей
Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуж-дается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окру-жающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного. Хватило мла-денцу любви, внима-ния, поддержки – он будет воспринимать жизнь с актив-ностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доб-рожелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали, окружающая сре-да может казаться враждебной. И ос-новная цель у такого ребенка не активное по-знание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.
Как только малыш начал ходить (от года до двух, он начинает осозна-вать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг. Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игруш-ку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и по-являются первые запреты: не лезь, отой-ди, не тронь, отдай. Постоянный и неусып-ный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоя-тельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование позна-вательных интересов в будущем.
В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил – это од-но, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие – совсем другое.
Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет. Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия мо-гут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие. Начинается пора активного со-противления, когда кроха испыты-вает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.
На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и од-нозначные требования – с одной стороны. На практике это выглядит как свод пра-вил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последова-тельности соби-рать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т. д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи. Этот принцип актуален на про-тяжении всего детства.
Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полу-ченный резуль-тат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность - ос-новные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.
Приучение ребенка к порядку
Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, ча-до совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка.
Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обя-занность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам иг-рушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педа-гога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприят-ный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочис-ленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш спо-собен принести себе чашку, отнести в мой-ку за собой посуду, аккуратно по-ставить свою обувь и делать массу других не-сложных поручений. В четыре-пять лет дети понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сна-чала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т. д. А по-сле – обязательно убрать все за собой. Поэтому, попытки ребенка сделать что либо самостоятельно не должны оставаться незамеченными, а наобо-рот, вы-зывать похвалу или должны быть поставлены в пример другим. Используя похвалу в таких ситуациях, взрослый строит фундамент для будущего по-мощника, соратника во всех начинаниях: будь то уборка дома или подготовка к за-нятию, решение личностных проблем или принятие важных решений.
Как не желательно развивать самостоятельность у ребенка.
Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющей: родительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рис-кованную и опасную ситуацию.
Желание «я сделаю сам» - естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей.
Вот самые популярные ошибки взрослых:
Так быстрее. Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного ма-лыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный про-цесс. Однако наша цель - воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не под-талкивайте.
Безопасность превыше всего. Маленького ребенка опасность подстере-гает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное. Что-бы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные ню-ансы. Не помешает и профилак-тическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка - уколоть.
Жалость. Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудно-стей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к ин-фантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с по-сильными задача-ми и анализировать полученный итог. Дошкольник уже мо-жет помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сра-зу после вечерних ритуа-лов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное - каждому детскому возрасту присущи индивиду-альные уровни развития.
Таким образом, необходимо помнить:
- Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.
- Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то сле-дует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не про-сит об этом.
- Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, а всячески стимулиро-вать его попыт-ки самостоятельных действий.
Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждает-ся в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от ма-лыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрос-лому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно под-бодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Всё в ваших руках уважаемые родители!