Галина Ермакова
Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Как воспитывать самостоятельность»
Подготовила: воспитатель Ермакова Г. А.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитывать самостоятельность у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Самостоятельность ребенка для многих родителей - очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управ-лять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные ранее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность.
Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни.
Что влияет на формирование самостоятельности? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными?
Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение чело-века лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жиз-нью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не при-менимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее опре-деление самостоятельности : «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Специалисты определяют самостоятельность таким образом :
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и кон-троля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и усло-вий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооцен-ку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Как формируется самостоятельность у детей
Так, когда же вообще закладывается это качество?
Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуж-дается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окру-жающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного. Хватило мла-денцу любви, внимания, поддержки – он будет воспринимать жизнь с актив-ностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доб-рожелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали, окружающая среда может казаться враждебной. И ос-новная цель у такого ребенка не активное познание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.
Как только малыш начал ходить (от года до двух, он начинает осозна-вать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг. Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игрушку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и появляются первые запреты: не лезь, отой-ди, не тронь, отдай. Постоянный и неусыпный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоя-тельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование позна-вательных интересов в будущем.
В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил – это од-но, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие – совсем другое.
Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет. Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия мо-гут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие. Начинается пора активного со-противления, когда кроха испытывает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.
На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и од-нозначные требования – с одной стороны. На практике это выглядит как свод правил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последова-тельности собирать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т. д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи. Этот принцип актуален на протяжении всего детства.
Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полу-ченный результат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность - основные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.
Приучение ребенка к порядку
Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, ча-до совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка.
Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педа-гога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочис-ленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш спо-собен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно по-ставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять лет дети понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сна-чала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т. д. А по-сле – обязательно убрать все за собой. Поэтому, попытки ребенка сделать что либо самостоятельно не должны оставаться незамеченными, а наоборот, вы-зывать похвалу или должны быть поставлены в пример другим. Используя похвалу в таких ситуациях, взрослый строит фундамент для будущего по-мощника, соратника во всех начинаниях: будь то уборка дома или подготовка к занятию, решение личностных проблем или принятие важных решений.
Как не нужно развивать самостоятельность у ребенка.
Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющей: родительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рискованную и опасную ситуацию.
Желание «я сделаю сам» - естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей.
Вот самые популярные ошибки взрослых:
Так быстрее. Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного ма-лыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный про-цесс. Однако наша цель - воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.
Безопасность превыше всего. Маленького ребенка опасность подстере-гает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное. Что-бы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные ню-ансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка - уколоть.
Жалость. Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с по-сильными задачами и анализировать полученный итог. Дошкольник уже мо-жет помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сра-зу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное - каждому детскому возрасту присущи индивиду-альные уровни развития.
Таким образом, необходимо помнить:
- Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.
- Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не про-сит об этом.
- Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, а всячески стимулиро-вать его попытки самостоятельных действий.
Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждает-ся в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно под-бодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»
Всё в ваших руках уважаемые родители!