Колгушкина Валентина
Консультация для родителей «Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?»
В наше время система образования требует определенного уровня знания от детей, причем этот уровень становится выше почти с каждым годом. Для того, чтобы ребенку «поступить» в школу, которая дает высокий уровень знания и занимает первые места рейтинга по бальной системе ЕГЭ, одного детского сада (всему, чему там обучают) мало. Нужны еще дополнительные кружки и занятия с мамой, которое отбирает все свободное время мамы и ребенка. И чем раньше начнем заниматься, тем лучше, тем «больше времени для подготовки к поступлению в хорошую школу». Научить ребенка читать в 3-4 года – тоже входит в эти занятия.
Публикация «Консультация для родителей „Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Процесс раннего обучения чтению для ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года) является достаточно сложным и я не думаю, что он остро ему необходим. Почему?
Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий много усилий для концентрации внимания на том, что написано в книжке, и усидчивости в течение долгого периода времени. Подчеркну, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природы развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) повышена потребность в двигательной активности, с помощью которой они изучают предметный мир иотношения между людьми. Блокировать движение и взаимодействие в социуме означает лишить ребенка практической деятельности, где формируются его экспериментальность, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.
Во-вторых, необходимо желание ребенка научиться читать. Если говорить о старшем и подготовительном дошкольном возрасте (5-7 лет, то здесь, движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей 3-4 лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми способами, например, умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.
В-третьих, раннее обучение чтению (в том числе, большая интеллектуальная нагрузка) ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственная стимуляция мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, авпоследствии – к деформации личности ребенка.
Развивать интеллектуальные способности ребенка нужно, я бы даже сказала необходимо, но в игровой форме или с помощью творчества. Например, игра «Угадай, какая игрушка спряталась». Перед ребенком расположены 3 игрушки. Он на них смотрит и запоминает. Далее просим ребенка закрыть глаза (не подглядывать) и прячем за свою спину одну игрушку. Просим ребенка открыть глаза и назвать игрушку, которая спряталась. В дальнейшем, количество игрушек в начале игры увеличивать до 10 штук. Эта игра хорошо развивает память и внимание. И еще, она очень нравится детям любого дошкольного возраста.