Наталья Мокина
Консультация для родителей «Как реагировать на синяки и шишки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вторая группа раннего возраста «Капельки».
Как реагировать на синяки и шишки?
У меня на голове синячок и шишка,
Папа маме говорит:- «Без присмотра Мишка!"
И зачем мне тот "Присмотр", он играть мешает,
А ещё, ещё, ещё …детства враз лишает!
Каждый родитель, отдавая своего Малыша в детский сад, мечтает о тёплой уютной обстановке для ребёночка (тем более ему всего два года, где маленького Человечка будут любить, кормить, заниматься (и т. д.) и) за ним будут ПОЛНОЦЕННО ПРИСМАТРИВАТЬ. Помните мультик, когда к Удаву приезжает Бабушка и объясняет, что такое «присмотр»? У каждого из нас собственное представление об этом понятии.
Публикация «Консультация для родителей „Как реагировать на синяки и шишки?“» размещена в разделах
А что такое СЧАСТЬЕ, мама?
— спросил сыночек у меня.
И глядя мне в глаза упрямо,
он ждал ответа от меня.
Я так люблю его вопросы,
в них столько детской простоты.
И чмокнув в нос его курносый,
ответ мой — СЧАСТЬЕ — это ТЫ…
И вот забираешь своё «Счастье» из детского сада домой, а у него синяк, а на следующий день ещё и шишка. Ничего себе присмотр! Как на это реагировать?
Пускать подобные ситуации на самотек, безусловно, не следует.
Современная жизнь подсказывает первейший источник разрешения вопросов- интернет. Здесь и консультации психологов, и родительские форумы по теме.
Честно говоря, когда читаешь материалы, складывается довольно печальная картинка, что:
1. В детских садах очень мало компетентных воспитателей, справляющихся с дисциплиной в группе …
2. Родители готовы «воевать», отстаивая права своего малыша на Радостное, Доброе, просто Счастливое Детство…
Давайте ВМЕСТЕ попробуем разобраться, как же вести себя, если у ребёнка синяки, и найти позитивное разрешение вопроса.
Предлагаю, прежде всего, не паниковать) – «наводить мосты» и разговаривать с воспитателем. Обязательно проговариваем своё недовольство или опасения по поводу здоровья ребёнка (желательно вежливо, тактично и «тет а тет»).
Синяк синяку – рознь! Если у ребёнка не травма, а синячок, это ещё не повод бить тревогу. Приведу ряд примеров (тщательно выбирала всё из того же интернета, на мой взгляд, зрелой реакции на ситуацию:
• «Если ребенок совсем не активный, не хочет побегать, побаловаться, повозиться с другими детьми – значит, он либо болен, либо запуган. Поэтому всякое бывает- и шишки, и синяки, только в норму это входить не должно. Иной ребенок может и на ровном месте упасть…»
• «У меня ребенок гиперактивный, через день с новыми синяками из сада забираю, но я сама прекрасно знаю, как она носится и устраивать скандалы в связи с этим как-то глупо…»
• «Не расстраивайтесь. Мой тоже с синяком пришёл из яслей однажды. Сказал, кто обидел. Ясное дело - они машину не поделили, а воспитатель не досмотрела. Это же дети. Сколько их ещё будет, синяков этих садиковских.»
• «Полностью согласна! Это же дети! У меня трое детей, старшие очень активно играют друг с другом. а потом я, глядя на дочкины ноги, прихожу в тихий ужас. :(там просто синяк на синяке. Даже летом, когда мы не ходим в сад- всё точно так же. А уж смотрим мы за ними постоянно, то я, то папа, то бабушка. У сына вообще одно время была асфальтовая болезнь- на ровном месте мог синяк посадить. Так вот, у нас на каждого ребёнка по взрослому- всё равно с синяками. А в саду? Одна воспитатель на. дцать детей.»
• «Мой не единожды приходил с синяками и царапинами. Это же мальчик. Причем активный в плане побегать. По- другому и быть не может. Сын мой, даже сидя на стуле рядом с воспитателем, умудряется лбом об стол упасть. Последний случай: прихожу в группу вечером, у сына на подбородке содрана кожа. Сильно. Спросила, что случилось. Оказалось, с мальчиком они играли и столкнулись, мальчик упал на стеллаж с куклами, а мой на него и то ли об стеллаж, то ли об молнию на джемпере мальчика содрал кожу. Воспитатель пожалела, бороденку чем- то помазала и все. Видно было, как воспитателю неудобно перед мной и мамой второго мальчика, но это дети и без царапин и ссадин не растут.»
Давайте подведё м итоги:
1. В возрасте 2-3 лет ребёнок ещё только осваивает своё телесное «Я» во всех его проявлениях: действия с предметами окружающей обстановки, ориентирование и балансировка в пространстве плюс ко всему социальная составляющая (в новой среде – детский сад – рядом много больших и маленьких людей).
2. Ситуация может быть осложнена личностными характеристиками ребё нка: он застенчив или, напротив, – напорист, гиперактивен, тревожен и проч.
У Валентина Берестова есть замечательное стихотворение.
На лбу бывали шишки,
Под глазом – фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы – богатыри.
Царапины. Занозы.
Нам страшен только йод!
(Тут, не стесняясь, слёзы
Сам полководец льёт.)
Пусть голова в зелёнке
И в пластырях нога,
Но есть ещё силёнки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор!
…От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.
Чаще всего грамотный воспитатель знает причину и обстоятельства, при которых «пострадал» Малыш. Вы готовы сотрудничать! Можно обговорить условия и предпринять совместные меры снятия таких причин и обстоятельств. Например, научить ребёнка договариваться об обмене игрушек (царапины на лице и укусы, аккуратно подниматься на горку по ступенькам (разбитые коленки) или не баловаться калиткой (прижатые пальцы). Физическая составляющая при этом очень важна. Я говорю не о физической силе, хотя она тоже играет роль, а о том, как уверенно Ваш Малыш ходит, прыгает, маневрирует, проходя между детьми, может вовремя отойти и, даже, отскочить. То, что для взрослого элементарно, для ребёнка только первые шаги в освоении пространства и социального круга. Давайте поможем маленькому Человеку в его БОЛЬШИХ начинаниях!
Конечно, тяжело адекватно воспринять ситуацию, если Вы в ней не участвуете. Кто там зачинщиком был, отчего синяк? Иногда оказывается, что «тихоня» сам у всех всё поотнимал, игрушки разбросал, «на люстре висел»… Ну, это я уже утрирую.
Вы можете поговорить с ребёнком! У него пока еще тот возраст, когда он говорит так, как оно есть, не сочиняет. Но, пожалуйста, учитывайте тот момент, что произошедшее всего несколько часов назад событие в восприятии Малыша всё равно, что для взрослого прошлогодний случай из жизни (у детей несколько иное восприятие времени, нежели у взрослых). Поэтому ему сложно быть объективным в объяснении, кто и когда его обидел. Ударившись о стол (стул) или упав, ребенок может не заплакать, а спокойно побежать дальше, а синяк или ссадина появится. И ещё, даже у взрослого человека всегда найдётся тройка-пятерка синяков и царапин не то чтобы неизвестного, а просто незапомнившегося происхождения.
Мудрейшая народная пословица - «У семи нянек дитя без глаза», а тут целая «развесёлая компания» : этот хочет пить, этот (простите) на горшок, у того расстегнулся сандалик, четвёртому приспичило рассмотреть кошку и он рвётся залезть на забор… Даже, когда их всего лишь пятеро или семеро, попробуй уследи! Я думаю, что подавляющее большинство воспитателей следит внимательно и старательно! Воспитатель старается вовремя увидеть, когда детская шалость может перейти в опасное русло и вовремя переключить ребенка на что -то более спокойное и безопасное, подхватить «неразумное дитя» залезающего, или слезающего, или падающего. К сожалению, драки, ушибы, падения можно пресекать только будучи рядом. Предотвратить удар пластмассовой лопаткой (синяки от этого бывают тоже, например, или укус - реально, только если воспитатель находится на расстоянии метра от ребенка, потому что все происходит очень быстро. Да, не всегда это удаётся!
Планомерная работа по выстраиванию детских взаимоотношений, укрепление их физических качеств и нравственного стержня помогут усилить обеспечение комфортного и безопасного пребывания Ребёнка в группе.
Уважаемые родители! Без маленьких синячков ребёнок лишается не только детства, но и личного опыта, без которого можно получить просто БОЛЬШОЙ синяк.
Настораживающий показатель -частота и периодичность синяков; или, если речь идёт не о синяках и ушибах, а о травме. В этом случае необходимо обратиться в травмпункт, где зафиксируют причиненный ребёнку вред.
Другой момент, всё из того же пресловутого интернета (о телепередачах я умолчу) - «…если воспитатель сам по лбу дал, тут да, стоит разбираться». Я согласна, если у Вас есть опасения, что Вашего ребёнка бьют в детском саду, требуется принять серьёзные меры! Обвинения в избиении – не пустяк! Взвесьте обоснованность тревожности. Подумайте, почему именно у Вас и Вашего ребёнка возникли такие проблемы. При необходимости, обратитесь к заведующему, к специалистам. Имея на руках справку из травмпункта, Вы можете обратиться в органы внутренних дел или прокуратуры для возбуждения в отношении воспитателя соответствующего дела.
Есть и юридическая составляющая данного компонента.
В соответствии с пунктом 12 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
Кроме того, если вы посмотрите внутренний документ, в котором указаны обязанности воспитателя детского сада, то увидите там следующие пункты:
• «Воспитатель обязан осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках».
• «Воспитатель обязан следить за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе».
• «Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении».
• (ссылаемся на материалы юриста Ирины Гилета)
Поверьте, все мы желаем нашим деткам здоровья и избежания каких-либо неприятностей. Я думаю, никому из родителей не хочется, чтобы детей построили в шеренгу и водили по кругу, чтобы не ударялись? Действительно, невозможно, чтобы пребывание в саду обходилось совсем без ссадин и синяков. Приглашаем вас в гости: заходите в группу, приходите на прогулку и понаблюдайте, как ведет себя Ваш ребенок и остальные детки. Заодно увидите, как с детьми работает воспитатель.
Наши малыши взрослеют, учатся общаться, играть, не драться, безопасно для себя и для других активно двигаться. И укусы, и синяки - не редкость, переживают родители, воспитатели. Однако при дружеском взаимодействии, позитивном настрое, вдумчивом отношении родителей к пребыванию малышей в детском саду как раз и создаются условия для Радостного, Доброго, просто Счастливого Детства