Олеся Дмитриева
Консультация для родителей «Как развивать речь ребёнка»
▼ Скачать +Заказ
«Ура! Вот оно первое слово, а вот ещё и ещё. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», так, или приблизительно так, думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное закрепить интерес малыша к речи. Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.
Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать речь ребёнка“» размещена в разделах
Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Всё, ребенок получил самое дорогое похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем ещё что-то пытаться сказать? Мама и так всё рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.
Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком.
Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы ещё и ещё. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.
Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями.
Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух всё, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так:
«Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это? «Делево» ответит Вам Ваше чадо. «А КАКОЕ это дерево?», спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было где жить птичкам, белочкам, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева).
Правило четвертое: Переживайте день ещё раз.
Вечером, перед сном, вспомните всё, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.
Правило пятое: Описывайте предметы сами и просите описать предмет малыша.
Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите малыша рассказать о нём. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.
Правило шестое, и последнее: Говорите правильно.
Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните, ваш ребенок это Ваше зеркало. Всё, что Вы говорите, всё что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.
Вот и все, что я хотела Вам рассказать. Я надеюсь, мои рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку получше понять друг друга и стать лучшими друзьями.