Марина Баглачёва
Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне?»
▼ Скачать + Заказать документы
В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т. к. является частью многих слов. Например: воздух, любовь, родина. Но, как только мы соединим их, и произнесём ВОЙНА, в сердце каждого человека зарождается тревога, боль, страх.
А что мы знаем о войне? Что такое память о Великой Отечественной войне? Что такое память о Великой Победе для всех нас?
Публикация «Консультация для родителей „Как рассказать детям о войне?“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Темочки
Пока существуют такие вопросы, на них всегда будут находиться ответы, а источником ответов для наших ребят – дошкольников являемся мы – взрослые.
Расскажите детям о войне!
Смотря на подрастающее поколение, мы задаё мся вопросами: «Почему наши дети стали такие жестокие и бездушные?», «Почему они грубят и не уважают старших?», «Почему безразлично проходят мимо чужой боли и беды?», «Почему обижают младших?» и т. д. Не надо искать причину такого поведения далеко, она рядом. Посмотрите, на каких примерах воспитываются наши дети!
Вы знаете? Что они смотрят по телевизору, что читают, в какие компьютерные игры играют?
Нам не когда, мы заняты собой! Так откуда у наших детей будет развито чувство сострадания, откуда они будет знать что хорошо, а что плохо? На каких жизненных уроках они будут учиться?
Когда в последний раз мы, не набегу и не по поводу их обучения и воспитания, общались со своим ребёнком? Когда вместе с ним смотрели фильм, ходили в театр? Ответ известен — редко, не помню.
А когда ему рассказывали про своих родных и их жизни во время войны? И тут ответ ясен – никогда!
Взрослые делают ошибку, когда ограждают детей и не рассказывают им об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой Войны. Взрослые бояться нанести детям психологическую травму…
Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат, видят и не знают о той войне, о цене той Победы. Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют.
Уважаемые родители, надо рассказывать детям о войне!
Современные дети ничего не знают! У них — своя война, которой отмечено их время. А Великая Отечественная почти уравнена в правах с Первой мировой — далекая, покрытая пылью история. Без личного смысла. Без всякого жизненного урока.
Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.
Ведь у кого-то бабушка рыла окопы, у кого-то — родственники в эвакуации, в тылу работали для фронта. А может в блокадном Ленинграде переживали бомбёжки и падали в голодные обмороки, и хоронили своих близких. Кто-то был в концлагере, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то родственники тушили зажигалки на крышах городов и разносили треугольники — фронтового письма. Чьи-то деды, в боях на фронте, проливали кровь за Родину, а чьи-то были в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.
Да почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!
Это не должно повториться!
Расскажите детям о войне, о судьбах их родных, о подвигах их сверстников, о воинах Великой Отечественной Войны.
Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, спектакли, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен пока ещё не прервётся.
О Великой Отечественной войне написано много книг. Книги о войне нужно обязательно читать, через них передается память, уважение к подвигу, который совершили наши бабушки и дедушки.
Дети, читая и сопереживая описанным страданиям и боли, поймут, как ужасна война и как хорошо, когда её нет.
«Дети войны»
Детям войны незнакомы игрушки,
Слаще пирожных хлеба горбушки,
Знали беду, и печаль, и разлуки.
Сколько работали слабые руки!
Дети войны, дети-сироты,
Их принимали в солдатские роты.
Часто бывало, они воевали,
Дети повсюду отцов заменяли.
Детство под градом военной картечи…
Сколько свалилось на детские плечи!
Память сквозь годы следом за вами
Ночи взрывает тревожными снами.
В поле грузили картошку мешками,
Все для Победы! – голодные сами.
Раненых с фронта везли эшелоны,
Дети в тылу разгружали вагоны.
В госпиталях, фронтовых медсанбатах
Юные девочки в белых халатах.
Темная ночь да круги под глазами.
Сколько без сна, уж не помнят и сами.
Им не забыть о потерянных годах,
А у станка, на военных заводах,
Часто совсем о себе забывали,
Будто и сами были из стали.
Т. Фролова
Для каждого возраста есть свои книги о войне.
• Алексеев С. П. «Ранен в бою солдат» — боец ценой своей жизни спасает своих друзей.
• Алексеев С. П. «Злая фамилия» — рассказывается о солдате Трусове, над которым все смеялись. Но он смог доказать, что он не трус, а герой. И фамилия ничего не значит – дело человека красит, а не фамилия»!
• Алексеев С. «Герои Великой Отечественной Войны»
• Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне» — В сборник вошли рассказы о легендарных героях Великой Отечественной войны, о маршале Жукове, о пионерах-героях.
• Алексеев С. П. Серия из шести книг описывают подвиг нашего народа в освобождении родной страны и Европы от фашистских захватчиков, рассказывает младшим школьникам о ее главных битвах.
«Московская битва, 1941-1942» — Первая книга серии посвящена великой Московской битве (1941 — 1942). Издается в 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
«Сталинградское сражение. 1942-1943» -Вторая книга серии посвящена Сталинградскому сражению (1942-1943).
«Оборона Севастополя. 1941-1943. Сражение за Кавказ. 1942-1944» — Третья книга серии посвящена героям Севастополя (1941-1943) и Кавказа (1942-1944).
«Подвиг Ленинграда. 1941-1944» — Четвертая книга серии посвящена блокаде Ленинграда (1941-1944).
ПОБЕДА под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944» — пятая книга серии посвящена победе под Курском (1943) и изгнанию фашистов с советских земель (1943-1944).
«Взятие Берлина. Победа! 1945! — Шестая книга серии посвящена взятию Берлина и победе над фашизмом (1945).Алексеев С. П.
• Алексеев С. П. «Сто рассказов о войне» — Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне. Юные читатели познакомятся с героическими подвигами советских воинов, ставших на защиту своей Родины в суровом 1941 году. Значительная часть книги посвящена разгрому фашистов в великом Курском сражении. Завершается книга торжеством советского оружия — полным изгнанием фашистов с территории Советского Союза, штурмом Берлина и нашей окончательной победой.
• Алексеев С. П. «Рассказы о полководцах»- сборник рассказов о Г. К. Жукове, К. К. Рокоссовском и И. С. Коневе.
• Алексеев С. П. «Великая Московская битва» — Героическая оборона Москвы — одно из самых знаменательных сражений Великой Отечественной войны. О том, как развивалась битва на подступах к Москве, рассказывает эта книга.
• Богомолов Владимир «Иван» — Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики.
• Верейская Елена «Три девочки»- о дружбе школьниц Наташи, Кати и Люси. Они подружились в довоенные годы, интересно жили все вместе в ленинградской коммунальной квартире под названием «Соленая Католюандо», и в дни блокады Ленинграда именно дружба и взаимопомощь помогли им выдержать суровые испытания голодом, холодом, бомбёжками. И помочь не только самим себе, но и другим – носить в мороз воду обессилевшей старушке, найти заболевшего волонтёра, утешить и накормить заваленную девочку.
• Воронкова Любовь «Девочка из города» — о маленькой городской девочке Валентинке, на глазах которой разрушило родной дом и убило маму и братишку. Валентинка вместе с остальными беженцами шла куда глаза глядят и была оставлена сердобольной деревенской женщиной Дарьей у себя.
• Гайдар Аркадий «Тимур и его команда»
• Гайдар Аркадий «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»
• Георгиевская С. М. «Галина мама» — Повесть о храброй Галиной маме, о том, как она мужественно сражалась с врагами своей Родины
• Голявкин Виктор «Мой добрый папа» — это книга автобиографична. Автор рассказывает о своем военном детстве, о том как маленький мальчик был против нее, он не хотел чтобы страдали люди.
• «Дневник Тани Савичевой» — трагическая летопись семьи блокадного Ленинграда.
• Дугинец Андрей «Боевое задание» — книга состоит из произведений: «Клятва разведчика
• «Боевое задание», «Двенадцатилетний генерал», «Твой подвиг впереди», «Партизанская долина», «Кто кого перевоспитал», «Без похвалы», «Дорогою ценой», ПЕРВЫЙ ЗАРАБОТОК», в которых рассказывается о жизни подростков, которые активно помогали партизанам в их нелегкой борьбе с фашистами.
• Катаев Валентин «Сын полка» — о мальчике-сироте Ване Солнцеве, которого в фашистском тылу подобрали военные разведчики и «усыновили».
• Катаев В. П. «Волны Черного моря» — От мальчишеских приключений и ощущения радости жизни до взрослых проблем и испытаний ведёт судьба главных героев — уроженцев приморской Одессы: рыбацкого паренька Гаврика Черноиваненко и сына учителя Петю Бачея. И детская дружба сохраняется и помогает им.
• Козлов В. «Витька с Чапаевской улицы» — Книга рассказывает о подростках, вместе со всем народом прошедших через трудности и опасности войны, о становлении их характеров в суровых испытаниях.
• Лиханов Альберт «Последние холода» — книга написана от лица постоянно голодающего мальчика, который живёт с мамой и бабушкой, делающих всё для того, чтобы прокормить его, и знакомится с Вадимом и Марьей – которые ещё больше голодают, чем он.
• Рысса Евгения «Девочка ищет отца» — о семилетней Леночке, которая могла бы остаться круглой сиротой, если бы не помощь чужих людей. Что бы только не отдали враги за то, чтобы заполучить дочку генерала армии Рогачёва. И что только не отдадут обычные люди за то, чтобы этого не случилось, и маленькая девочка вернулась к своему отцу.
• Смелянский Леонид «Сашко» — повесть о мальчике Саше, который снимался в кино и пережил войну в оккупированном Киеве, встретил Красную Армию.
• Рассказы о подвигах детей-героев.
• Кассиль Л., Поляновский М. «Улица младшего сына»- о маленьком партизане.
• Конецкий В. «Петька, Джек и мальчишки» — Петька приехал в маленький среднеазиатский городок из блокадного Ленинграда и жил вместе с матерью в глиняном домишке-сарайчике, стоявшем среди корявых, развесистых карагачей.
• Лиханов А. А. «Деревянные кони» — Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, все никак не вернется домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки отец не вернется никогда. Горе целой деревни постигает мальчик.
• Лиханов А. А. «Крутые горы» — В этой повести автор поднимает проблемы становления характера и нравственного воспитания подростка. Маленькому герою этого произведения приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с собой война.
• Лиханов А. А. «Мой генерал» — Это роман рассказывает о трех поколениях семьи Рыбаковых. Главный герой книги сибиряк Антошка, ученик четвертого класса, очень дружит со своим дедом боевым генералом, учится у него добру, справедливости, умению сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком.
• Лиханов А. А. «Музыка» — невзирая на войну, дети познают гуманистические ценности жизни.
• Лиханов А. А. «Последние холода» — Повесть о достоинстве и благородстве детей войны.
Голодающие дети Вадим и Марья не идут в детский дом, потому что их мать жива. Той весной закончится война.
• Лиханов А. А. «Русские мальчики» — о том, как прошли войну дети, ставшие школьниками в военное лихолетье, чем была заполнена их жизнь.
• Лиханов А. А. «Детская библиотека. Магазин ненаглядных пособий» — В книгу вошли две повести о тяжелом военном детстве
• Печерской А. Рассказы о детях–героях Великой Отечественной войны.
• Шургин Михаил, Лямин Н. «Зима в Бежице»