Zamira bakowa
Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно найти человека, равнодушного к русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребё нка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом. У природы ребёнок учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.
Зайчиха, сидя у пенька, Учила шустрого сынка:
- Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече волчьих лап! Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой! С голодным поделись едой!
Публикация «Консультация для родителей „Как привить детям любовь к природе посредством чтения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обидных кличек не давай! Осла глупцом не называй! Ещё запомни сын: Неловко
Дарить мышонку мышеловку, Лисе - капкан,
Ершу - крючок,
А поросёнку - пятачок! (Георгий Ладонщиков.)
А как точно и красиво поэтическое слово русских писателей о родной природе, какой наплыв чувств и эмоциональная окраска слов авторов. Всё это учит детей доброте, заботе, развивает эмоциональную сферу, прививает любовь к родной природе.
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
(Афанасий Фет.)
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим ребёнком, обогатить его новыми знаниями и представлениями, например, наблюдая за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего и чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.
- Детям можно загадывать загадки о природе и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи.
Кто в дупле живёт, Орешки грызёт,
На деревьях резвится, Упасть не боится?
Пушистый хвост
Мелькнёт в вышине И вместе с ней Исчезнет в сосне.
(Белка)
- Подбирать сравнения и эпитеты к природным явлениям. Читать дополнительную литературу, использовать поэтическое слово.
О чем поют воробушки В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
- Использовать совместный просмотр телепередач о природе.
- Играть дома в настольные игры природоведческого характера.
- Предоставлять возможность ребёнку рисовать, лепить, выполнять аппликации, вместе мастерить поделки из природного материала.
Природоведческая книга позволяет присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В продуктивных видах деятельности учите детей отражать своё отношение к миру природы; формируйте эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках предлагайте выделять и описывать красивые объекты природы, здания, улицы и т. п.
Целесообразно создать дома библиотечку книг о природе, в которой должны быть представлены рассказы таких писателей, как: И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков и т. п. Для рассматривания можно использовать любые книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.); инсценирование сказок по сюжетам литературных произведений, а также по сказкам, придуманным детьми.
Много леса – не руби, Мало леса – береги, Нет леса – посади!
Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала. Вы, родители, должны поддерживать бережное отношение к природе, укрепляя тем самым в сознании детей значимость родной природы и необходимость заботиться о ней.
1. Расширяйте и систематизируйте знания детей о домашних животных, формируйте ответственность за содержание животных; учите ухаживать за ними.
Задание: прочитайте стихотворение Б. Заходера «Собачкины огорчения» :
В лесочке, над речкой
Глядеть на цветочные грядки: Они у хозяев
В таком беспорядке! Однажды
Собачка
Их славно вскопала - И ей же, представьте, За это попало!
Хозяин Собачку
За стол не сажает - И это, конечно,
Ее обижает:
Не так уж приятно Приличной Собачке Сидеть на полу, Ожидая подачки!
Но дайте Собачке Кусочек печенья - И сразу
Окончатся
Все огорченья!
Построена дачка. На дачке живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лесом и дачей, Но есть огорчения В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка раздражает, Что дачу высокий
Забор окружает.
Ведь если б не этот Противный забор,
То с кошками был бы Другой разговор!
Ее огорчает,
Что люди забыли Придумать
Собачкам Автомобили. Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!
Проанализируйте устно с ребё нком по плану:
1. Какое это животное домашнее или дикое? 2. Чем полезна собака человеку?
3. Как можно охарактеризовать её повадки?
4. Чем человек может помочь?
5. Как взаимодействует с другими домашними животными?
2. Продолжайте знакомить детей с дикими животными и их повадками; учите называть некоторых животных, расширяйте знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, особенностях приспособления животных к условиям окружающей среды (линька, спячка); условиях природной среды и создаваемых человеком (кормление, выгон на пастбище, подкормка зимой диких животных). Расскажите о том, как млекопитающие заботятся о своём потомстве.
Задание: составить мини-сочинение (5-7 предложений) на тему «Что я знаю о белке (бобре, кроте, выдре, глухаре и т. д. о малознакомых обитателях леса). После рассказа ребё нка следует прочитать статью про животного или авторский рассказ: например, М. Пришвин «Беличья память».
3. Продолжайте знакомить детей с народными приметами, развивайте наблюдательность, учите делать выводы о взаимосвязях в природе.
Задание: Попросите ребё нка объяснить закономерности:
Поздний отлёт птиц к тёплой зиме.
Зима морозная – лето жаркое, зима снежная – лето дождливое. Увидел скворца – весна у крыльца.
4. Продолжайте знакомить детей с живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы; формируйте убеждение, что красота и творение природы бесценны, поэтому их надо бережно охранять.
Задание: звуки природы и красивый пейзаж на стене – лучшее успокоительное средство. Во время прогулки прислушайтесь к звукам природы, важно, чтобы ребёнок запомнил их. Прежде чем повесить картину, рассмотрите её с ребёнком, дайте описание.
5. Подведите ребёнка к пониманию того, что в дикую природу без надобности не следует вмешиваться – даже из добрых побуждений.