Анна Савчук
Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к домашним делам»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых частых запросов от родителей является - как приучить ребенка собирать свои игрушки? как заставить ребенка помогать мне по дому? Давайте разбираться на примере самых частых вопросов и ситуаций.
- Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам?
Сразу внесем ясность: приучать - делать привычным, заставлять привыкнуть. Приучать можно к горшку, кошку к лотку. С домашними делами и уборкой так не получится. Нужно приобщать - дать возможность включиться в деятельность - уборку, готовку, сделать участником процесса. Какой ребенок лезет и все любопытно рассматривает, все хочет попробовать сделать? Правильно, ребенок в возрасте 1,5-3 лет. Это сензитивный период (период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности) для включение в домашние дела. Ребенок этого возраста с легкостью помогает родителям. Например, пылесосить, подметать, месить тесто, смешивать продукты та и многое другое. Ребенком движет интерес к исследованию мира, своих возможностей и совместной деятельности. Что же на этом этапе идет не так? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Ответ прост - ребенок хочет помочь, но его чаще все отстраняют со словами:
Публикация «Консультация для родителей „Как приобщить ребенка к домашним делам“» размещена в разделах
• ты маленький еще, потом сможешь (когда это потом наступит никто не говорит, та и не знает);
• осторожно здесь горячее/холодное, острое колючее (мир страшный, сам не справлюсь);
• не мешай, мне еще много дел нужно сделать, иди поиграй пока;
• за тобой потом переделывать, лучше сразу сама сделаю.
Это некоторые из фраз, которые слышит ребенок. Вам бы захотелось потом что-либо делать, помогать, прилагать усилия -O- Вот и ребенку также.
Родители маленьких детей дайте им возможность помогать Вам. Примеры взаимодействия:
• ребенок может "пылесосить" в комнате, а вы пока быстренько вытрите пыль - и ребенок доволен, и Вы работу сделали;
• ребенок может помыть, повытирать любимые игрушки (посудку, машинки). И игрушки чистые, и ребенок доволен;
• на кухне часть заданий вполне может сделать и малыш (выбросить мусор в ведро, мять тесто, перемешивать).
Даже если ребенок плохо сделал, разлил что-то - помните установку, что он включается в деятельность, вы как родитель вводите его в мир. Родитель может помочь, исправить, доделать, главное не забывайте про похвалу, излишне не критикуйте.
- Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам?
Сразу внесем ясность: приучать - делать привычным, заставлять привыкнуть. Приучать можно к горшку, кошку к лотку. С домашними делами и уборкой так не получится. Нужно приобщать - дать возможность включиться в деятельность - уборку, готовку, сделать участником процесса. Какой ребенок лезет и все любопытно рассматривает, все хочет попробовать сделать? Правильно, ребенок в возрасте 1,5-3 лет. Это сензитивный период (период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности) для включение в домашние дела. Ребенок этого возраста с легкостью помогает родителям. Например, пылесосить, подметать, месить тесто, смешивать продукты та и многое другое. Ребенком движет интерес к исследованию мира, своих возможностей и совместной деятельности. Что же на этом этапе идет не так? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Ответ прост - ребенок хочет помочь, но его чаще все отстраняют со словами:
• ты маленький еще, потом сможешь (когда это потом наступит никто не говорит, та и не знает);
• осторожно здесь горячее/холодное, острое колючее (мир страшный, сам не справлюсь);
• не мешай, мне еще много дел нужно сделать, иди поиграй пока;
• за тобой потом переделывать, лучше сразу сама сделаю.
Это некоторые из фраз, которые слышит ребенок. Вам бы захотелось потом что-либо делать, помогать, прилагать усилия -O- Вот и ребенку также.
Родители маленьких детей дайте им возможность помогать Вам. Примеры взаимодействия:
• ребенок может "пылесосить" в комнате, а вы пока быстренько вытрите пыль - и ребенок доволен, и Вы работу сделали;
• ребенок может помыть повытирать любимые игрушки (посудку, машинки). И игрушки чистые, и ребенок доволен;
• на кухне часть заданий вполне может сделать и малыш (выбросить мусор в ведро, мять тесто, перемешивать).
Даже если ребенок плохо сделал, разлил что-то - помните установку, что он включается в деятельность, вы как родитель вводите его в мир. Родитель может помочь, исправить, доделать, главное не забывайте про похвалу, излишне не критикуйте.
Ребенок(5лет) отказывается что-либо делать по дому, воспринимает как наказание
В подобных ситуациях нужно обращать внимание в первую очередь на родителей (+все проживающие с ребенком взрослые, их отношение к домашним делам. Для примера сравните две позиции матерей:
1 мама: "опять этот хлам в квартире, сколько я его буду убирать, у нас вечный бардак, сил уже нет. и т. д. "
2 мама: "м-да, опять намусорили, сейчас приберусь быстренько и опять будет чистота и порядок".
Если мама воспринимает уборку как каторгу, обязаловку, рутину, то и ребенок рано или поздно будет так же думать. Из этого вполне понятно его возмущение: "чего на меня перелаживают свою работу, в чем я виноват". Так же и про другие виды домашних дел. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным.
Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой, как для старших членов семьи, так и для младших. Родителям стоит пересмотреть свое отношение, откорректировать установки.
Ребенок (10лет) за полдня может навести порядок только на 1 книжной полке, та за это время можно.
Обратите внимание на темперамент ребенка. Спокойный флегматик устанет и начнет капризничать от быстрого темпа уборки (готовки). Зато он аккуратно может разложить вещи на полках. Холерик наоборот быстро покидает вещи в шкаф, ему будет скучно и неинтересно. Часто случаются конфликты при разных темпераментах. Например, мама - холерик торопит и подгоняет дочь-меланхолика. Учитывайте темпы работы и склонности Вашего ребенка.
Общие рекомендации в приобщении к домашним делам :
-Заинтересуйте деток с помощью игры, в процессе которой вы и наведете порядок. Можно устроить соревнования по уборке: кто лучше или кто быстрее; можно составить целый квест;
-Ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;
-Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами.
-Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует!
Начните с себя!