Масленникова Ирина
Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель стремится торопить время. Сначала, они ждут, чтобы их малыш сел, потом побежал, а позже они находятся в томительном ожидании, когда же можно будет вести беседы со своим ребенком.
Первое слово ребенка это чудо! И даже не смотря на всю простоту, это по своему значению, как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления речь ребенка совершенствуется и дополняется новыми красками. Происходит развитие всех форм речи человека.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку заговорить“» размещена в разделах
Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – учеными давно установлено, что после полутора лет у ребёнка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Тот пассивный словарь, который ребенок получил от рождения до 3-х лет, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без остановки.
На сегодняшний день существует множество методик для того, чтобы "разговорить" Вашего малыша.
1. Самое простое, что вы можете делать - совместно рассматривать предметы.
Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом — живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: "Киса, киса, иди сюда"». Или: "Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу. Поехала машинка, давай скажем вместе — поехала машинка" и пр.
2. Чтение потешек.
Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку ("Ладушки", "Сороку-ворону", детские стихи А. Барто, "Курочку-Рябу" и т. д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребенку, останавливайтесь, дайте возможность ребенку произнести недостающие слова. Например: "Я люблю свою. ". Или: "Жили-были дед и. ". Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок "подсказывает" взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.
3. Рассматривание картинок.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. Задавайте ребенку наводящие вопросы. "Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает", "А где птичка?", "Покажи дерево". Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту, же картинку.
4. Поручения.
Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка — как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба — принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: "Принеси сначала мишку, а потом мячик". Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом.
5. Развитие мелкой моторики.
Существует очень хорошее высказывание "Ум человека находится на кончиках пальцев". Так говорят не зря, ведь центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, и следовательно, помогают развитию речи.