Маргарита Лаврентьева
Консультация для родителей «Как помочь ребенку овладеть наукой расставания»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку овладеть наукой расставания.
На третьем году жизни многие малыши начинают посещать детский сад. Временная разлука с привычной домашней обстановкой - неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако, часто поступление ребенка в детский сад сопровождается страхом. Почему?
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку овладеть наукой расставания“» размещена в разделах
Результатом тесного взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве становится эмоциональная привязанность к ней и доверие к близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка, если мать исчезает, пусть даже временно – уходит в магазин, на работу или в гости. Ранней профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый (мама, бабушка, отец) исчезает ненадолго и быстро появляется. Сколько радости вызывает возвращение матери! Понимание, что она или другие близкие могут то пропадать, то появляться, приходит медленно и трудно.
Страх разлуки с мамой – яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка при поступлении в группу детского сада в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал, представления о жизни в большом социуме только начинают складываться. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально – чувственном уровне.
Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.
Причины возникновения страха разлуки:
Почему же может возникнуть страх разлуки?
Потому что дети-
Эмоционально привязаны с рождения к матери и привычным домашним условиям, это возрастная особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;
Различны по своему способу освоения нового жизненного пространства – одни идут навстречу всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;
Имеют такой уровень сознания, который создает основу для аффективно – чувственного проживания событий;
Подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису. Что ослабляет их защитные слы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.
Потому что родители –
Вели обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с ним общественные места и места, где он может встретить других детей и взрослых;
Редко давали возможность ребенку играть со сверстниками в песочнице, на качелях, в парке;
Не готовили детей к посещению детской группы, не знакомились с пространством детского сада заранее;
В первые дни оставляли ребенка на слишком долгое время;
Выбирали неправильные слова утешения: «Вот поспишь – и я сразу приду», «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «Не бойся, ничего нового в детском саду нет», «В детском саду плачут только нехорошие дети».
Потому что воспитатели –
Е всегда психологически подготовлены к работе с малышами в период адаптации;
Излишне требовательны к ребенку с первых дней его пребывания в детском саду и иногда стремятся слишком быстро установить контакт с ним;
Не умеют психологически грамотно относиться к ребенку, испытывающему страх разлуки с мамой;
Увлекается коллективными методами воспитания, забывая об индивидуальности ребенка.
Более всего подвержены страху отрыва от матери дети:
- с повышенной эмоциональной зависимостью от мамы;
- эмоционально чувствительные и впечатлительные – они ярко, образно запоминают те или иные события жизни;
- имеющие уже в младенчестве ярко выраженный инстинкт самосохранения;
- подверженные другим сильным страхом – боятся животных, сказочных персонажей, темноты, воды или высоты, имеют страхи, не свойственные их возрасту;
- пережившие психотравмирующие ситуации (пребывание в стационаре без матери, развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. п.);
- соматически ослабленные.