Лена Родимушкина
Консультация для родителей «Как помочь малышу сформировать свою самооценку и начать уважать труд остальных людей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь малышу сформировать свою самооценку
и начать уважать труд остальных людей»
Если вы хотите, чтобы дети твердо стояли на ногах,
тогда дайте им почувствовать некоторую ответственность.
(Эбигейл Ван Бурен)
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь малышу сформировать свою самооценку и начать уважать труд остальных людей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
На вопрос «Правильно ли я поступаю?» не всегда может честно правильно и правдиво ответить взрослый человек, что уж говорить о ребенке. Для малыша эта очень сложная задача. Поэтому родителям нужно с самого детства помогать формировать объективную самооценку, чтобы ребенок с ранних лет мог правильно и точно оценивать свои возможности и силы.
Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Как же правильно помочь малышу? Ведь один не правильный шаг в формировании самооценки и ценности окружающего мира, и тогда ребенок может стать слишком застенчивым (понизить свою самооценку) или, наоборот, перестанет ценить других (повысить свою самооценку).
Самое главное – давая поручение ребенку, после обязательно похвалите его, этим вы покажете малышу ценность его труда. Банального «спасибо» за выполненную работу будет вполне достаточно. Ни в коем случае не давайте ребенку деньги за выполненную работу. В этом случае ребенок может подумать, что все можно купить и этим самым обесценит в своей голове дружбу, уважение, любовь к близким и чужим людям.
Если вы хотите, чтобы у ваших детей все получалось хорошо, тогда вдвое больше проводите с ними времени и вдвое меньше балуйте их деньгами. (Эбигейл Ван Бурен)
Давайте с вами разберем за что и как правильно нужно хвалить ребенка.
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело.
Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
Нельзя хвалить из жалости.
Из желания понравиться.
Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Обязательно нужно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Нельзя ребенка ругать за то что он сделал что то на ваш взгляд (не так сел, не так ест, не так убирается и т. д.) Ни в коем случае не упрекайте своего ребенка и не надо ему говорить, что он бестолковый и ничего не добьется в своей жизни. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию и убиваете в ребенке личность.
Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит ребёнку веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т. д. Обязательно похвалите ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.
Немаловажную роль в самооценке сил и возможностей ребенка играет выбор профессии, к которой надо подходить еще с дошкольного возраста.
Родителям следует правильно и серьезно готовить ребенка к выбору его будущей профессии.
Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Так же своим примером и примером окружающих малышу, следует показывать уважение к любому труду и различным профессиям людей.
Любой труд в нашей стране почетный и это должен знать каждый ребенок.
Несколько примеров как приучить ребенка к труду и уважению.
1. Дать ребенку немного самостоятельности.
Если ваш малыш не ценит порядок, который вы наводите у него в комнате и во всем доме – передайте ему часть домашней работы. Пусть он сам убирается у себя без вашей помощи.
Так же можно с ребенком распределить домашние дела.
Например: полить цветы, протереть пыль, накрыть на стол и т. д.
Ничего так не повышает уважение к чужому труду, как собственные усилия.
2. Заразительный пример.
Это могут быть родители, друзья или книжные герои. В юном возрасте малыш легко освоит навык благодарности, если увидит понятный пример и захочет стать таким же как, например герой произведения Василия
Сухомлинского «Бабушка и Петрик».
В этом произведении говорится о том, Петрик был очень ленивы, но когда он увидел труд маленькой птички, мальчик понял как важен труд и как стыдно быть лентяем.
«Птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления. – Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?
– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:
– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?»
В этом произведении очень хорошо описан труд, помощь и доброта.
У Василия Сухомлинского есть много произведений о труде – «Каждый человек должен»; «Правильно думай о труде» и т. д.
Алексей Мусатов – «Как хлеб на стол пришел» и многие др.
Именно на таких произведениях следует воспитывать наших детей.
Чем больше ребенок впитает хорошей, правильной и доброй информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (например, существуют профессий, которые передаются из поколений в поколения, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Любите своих детей, чаще хвалите, формируйте у ребенка правильную самооценку и прививайте своему малышу любовь к труду, к людям и окружающему его миру, и тогда вы будете счастливы.
А счастье – это, когда ваши дети оказались хорошими людьми.
подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Родимушкина Елена Викторовна.