Ольга Никитова
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач подготовки ребёнка к школе - формирование у него восприятия звучащей речи, развитие фонематического слуха. Оттачивая речевой слух ребёнка, вы готовите его к усвоению грамоты.
Какова связь между грамотностью и умением звукового анализа слова? Если у ребёнка не воспитано слуховое внимание, он не научится слышать и различать звуки и при письме будет пропускать, переставлять буквы.
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Будущему школьнику потребуется умение делить слово на слоги, слоги на звуки, устанавливать последовательность звуков в слове, последовательность слов в предложении. Овладеть этим не просто. Вот почему так важно прийти на помощь ребёнку, воспитать у него чуткость к слову.
Предлагаем вниманию родителей упражнения для ознакомления детей со звуковой стороной слова, с предложением и его составом. Эти упражнения знакомят ребёнка также с многообразием слов, их красочностью, образностью
Ознакомление со звуковой стороной слова
Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых - показать детям, что слово звучит, что оно состоит из звуков. Методика ведения подобных игр такова:
1. «Как звучат слова».
- Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они по-разному звучат в стихотворении А. Барто:
Скажи погромче слово «гром»-
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише «шесть мышат»-
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку»,
Тебе послышится «ку-ку».
Слова звучат, потому что в них есть звуки, звуки разные: грроомм, ззаашшуурршаат, куу- куу. Повтори эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки.
-Шшааллуунниишшккаа.
-А теперь так же произнеси ещё какое- нибудь слово.
-А это что за зверёк? (Показывается картинка с изображением мышки или игрушка- мышка)
-Мышка.
-А это кто? (Показывается другая картинка).
-Это мишка. Большой зверь.
-Да, это разные животные, оттого и называются они по-разному. Вслушайся внимательно в слова мыыышка, мииишка. Как похожи они по звучанию! Произнеси эти слова вместе: мыыышка- мииишка.
2.- Вот ещё два слова. Они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак- рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию.
-Шина.
-Машина, -говорит взрослый.
-Ванна.
-Анна. Сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать слова, похожие по звучанию:
-Галка…
-Палка
-Свечка.
-Печка.
-Кузнец.
-Молодец.
И т. д.
3. –А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я вспомнила: дом-пушка. А твои слова?
-Книга - сом.
-Хорошо, а мои такие: жарко - суп.
- Жук - хлеб.
4.- Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина - Марина. Слушай ещё : Мая - Рая, Тая.
-Коля.
-Оля.
-Юра.
-Шура.
-Саша.
-маша.
5. – Посмотри, какие картинки я подобрала. (Например, ребёнку предлагается картинка с изображением птички). Подумай, какое ещё слово можно добавить, чтобы звучало похоже. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай. Что получилось6 птичка - синичка, а можно сказать и птичка- невеличка. А кто на этой картинке изображён?
-Зайка - побегайка.
-Хорошо звучит: зайка - побегайка.
Так же рассматриваются и другие картинки, к названиям которых ребё нок должен подобрать рифму: скворец - певец, лисичка- сестричка, сорока-белобока и т. п.
6.- Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, корзина и перебрось мяч мне. Начали играть… Сверчок (паучок, елки (иголки, петрушка (зверюшка, погремушка, хлопушка) и т. п.
7. Называем другие слова. Мяч можно будет перебрасывать друг другу только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на –ок. Начинаем (молоток-паучок, лесок-песок, носок- старичок, лужок- промок, грибок- платок, каток- дружок, утюжок- пирожок) и т. д.
Длинные и короткие слова
После того как ребёнок научится вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, родители учат детей различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные- звуков много). Короткие слова уж, ус, сыр произносятся быстро, а длинные слова - дольше: чернильница, карандашница, экскаватор, потому что в этих словах звучит много звуков.
С ребё нком можно провести такие упражнения:
1. Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай ещё : он, шар. А если шагать под эти слова, то всего лишь один шаг только и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если произнести длинное слово, то и говорится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодельница, воспитательница ( произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруу-коо-деелльниии-ццаа, ввоосс-пии-таа-теелль-ннии-цц-аа_. Слышал, как много звуков в этих словах? Это были длинные слова. Сейчас я произнесу короткие слова, в них очень мало звуков, вслушайся: уж, ёж.
2. Рассмотрим предметы, которые находятся в этой комнате (их лучше всего заранее положить в разных местах, но так, чтобы можно было легко увидеть сразу несколько предметов) : ключ, мяч, лист, мел, стул. Назови сразу два предмета, название одного должно быть длинное, другого- короткое. Например: мяч-грузовик.
- Шар - подоконник.
- Хорошо. А мои слова: ключ - этажерка.
-Стол – тумбочка. Клей - занавеска. Чай - карандаш. Кран – телевизор и т. п.
3. Теперь вспомни знакомые короткие слова… А теперь вспомни длинные слова.
4. Я буду называть разные слова - длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши. А когда длинное - не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом, Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, нож, зайчонок. Правильно понял задание, ты внимателен…
Затем взрослые меняются ролями с детьми. Взрослый должен угадывать.
-Теперь ты предлагай мне свои слова, а я буду слушать и думать, какое это слово, длинное или короткое.
5. Новое задание будет более сложным. Короткие слова надо превращать в длинные, а затем их изменять. Например, из короткого слова кот образуем длиное.
-Подумай, как это сделать? А теперь скажи.
-Котёнок, котище.
-Очень хорошо, а я назову еще такое длинное слово: котёночек. Коотееннооччеек, вот так долго оно звучит, оно длиннее, чем короткое слово кот. Изменим короткое слово лиса, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?
-Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек.
6. Будем вспоминать слова, одинаковые по звучанию, но в которых будет мало звуков, это будут короткие слова. Находим короткие слова, похожие на слово мак.
- Рак, лак, бак, так, как.
-Хорошо. И звучат похоже, и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны быть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.
-Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос.
-Все правильно. А к слову стол?
-Пол, кол, гол, тол, мол, дол.
-А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит- то оно похоже, да слово- то это не короткое.
7. А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?
-Цыплёнок, жеребенок, козленок. и т. п.
Затем ребенка нужно ознакомить с тем, что звуки в слове разные, что каждый звук в слове занимает определенное место, что один и тот же звук может слышаться и в начале слова, и в середине его. Задача родителей - научить ребёнка выделять отдельные звуки в слове.
8. «Добавляй звук»
- Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один последний звук, а ты мне подскажешь, какой звук я не произнесла. Витя славный мальчи… (ккк подсказывает ребенок).
- К Красной Шапочке подошел серый вол (ккк).
- В лесу из веток мы построили шала (шшш).
- Рыбаки развели косте (ррр).
- По тропинке покатился веселый колобо (ккк).
- Белочка орешки спрятала в дупл (ооо).
В зоопарке всем понравился бегемо (ттт) и сло (ннн).
Я взяла в руку синий каранда… (шшш). И т. п.
Если последнее слово ребенок произносит целиком, то взрослый объясняет, что добавлять нужно лишь один, последний звук. Этот звук должен звучать отчетливо.
9. «Поймай мяч».
-Я тебе буду бросать мяч, но ты ловить его будешь лишь тогда, когда названное слово будет начинаться со звука с. Начинаем игру: снег (ребенок ловит мяч, соседка (перебрасывает мяч взрослому, солнечно (ловит взрослый).
-Барабан,- произносит взрослый и бросает мяч ребенку. - Зачем же ты ловил мяч? Подумай, в слове баарраабаанн разве есть звук с? Будь внимательнее. Продолжаем. Слушай: слон, салат, смотреть, сало, сладкий, свежо, сок и т. п.
10. «Будь внимателен».
- Теперь новые правила игры. В конце слова должен быть звук к. Если мы (ты и я) подберем слово неверно, то мяч пусть падает, ловить его нельзя. Я начинаю: цветок - жук, червяк- паук, комок- лук, волк-снежок, котёнок- синичка… (мяч падает). Послушай это слово: синичкааа. Какой звук слышен последним? (а). Играем дальше. Называй другое слово. (Чижик - рыбак.) И т. д.
11. «Кто больше?»
В игре могут принимать участие двое-трое детей и взрослый. Взрослый говорит: «К тебе в гости пришли друзья. Вы все знаете много разных сказок. Постарайтесь вспомнить слова из сказок или названия сказок со звуком ц. Тот, кто назовёт слово правильно, положит перед собой палочку. Палочку нужно класть только при правильно названном слове. Давайте называть слова со звуком ц».
-Жар- птица.
-Встречается такое слово в сказках. Жар- птицццца, хорошо слышен звук ц, клади перед собой палочку.
-Златая цепь.
-Верно. А кто из вас вспомнит, чьи это слова, какого поэта?
-Пушкина.
-Правильно. «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том». Кто назовет следующее слово?
Так дети продолжают играть, называя слова со звуком ц (каменный цветок, аленький цветочек, спящая красавица, царевич, зеркальце, царевна-лягушка, три девицы, кольцо, царь, цветик - семицветик и т. д.).
Когда запас слов с заданным звуком у детей исчерпан, подсчитывается количество палочек у играющих, определяется победитель.
12. «Что мы купим». Папа говорит: «Представь, Алеша, что ты пошёл с мамой или бабушкой на базар и покупать бы вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук л (или какой- нибудь другой). Какие бы вы овощи и фрукты купили?» Алеша называет (свекла, яблоко, лук, салат и т. п., а отец уточняет, есть ли в составе этих слов нужный звук.
Другой вариант этого упражнения: «Наш зоопарк».
Взрослый говорит о том, что зоопарк наш необычный. В зоопарке живут звери, в названии которых встречается звук р (тигр, зубр, рысь и т. д.)
Что же это за звери? А теперь будем поселять зверей, в названии которых есть звук л (слон, лось).
Можно ли перевоспитать речь заикающегося ребенка?
В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.
Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.
Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.
Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.
Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)
В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.
Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.
Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.
При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки, сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.
Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.
Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.
Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.
Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.
При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.
Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.
При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.
После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает : «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.
Правила речи
• Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
• Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
• Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
• Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
• Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
• Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
• Гласные звуки произноси широко и громко.
• Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
• В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
• Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
• Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова, между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
• Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
• Говори громко, четко, выразительно.
Как надо вести себя родителям с ребенком,
который начал заикаться
• Взять себя в руки и не паниковать.
• Попытаться разобраться в причинах дефекта.
• Ликвидировать их.
• Создать дома спокойную обстановку.
• Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.
• Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
• Исключить шумные игры и шумные детские компании.
• Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
• Помочь избавиться от страхов.
• Выработать уверенность в себе.
• Найти правильную тактику воспитания.
• Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
• При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
• Научить правильно общаться.
• Постараться не ломать его стереотипы.
• Повременить с оформлением в детский сад.
• Как можно реже ходить в гости.
• Не приглашать часто к себе гостей.
• Ослабить нервное напряжение.
• Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
• Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
• Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
• Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
Как не надо вести себя родителям с ребенком,
который заикается
• Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
• Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.
• Впадать в панику.
• Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
• Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
• Ссориться, конфликтовать, пугать.
• Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
• Постоянно ломать стереотипы.
• Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.