Погребнова Елена Владимировна
«Как организовать логопедические занятия дома». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры.
Можно отправиться в путешествие в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Любая мягкая игрушка: мишка, зайка, лисичка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Публикация «„Как организовать логопедические занятия дома“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, Вам придётся ходить за ребёнком по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке-качалке. Не переживайте! Ваши страдания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
игры на развитие мелкой моторики;
артикуляционная гимнастика (лучше 2-3 раза в день);
дыхательная гимнастика;
игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;
игры на формирования лексико-грамматических категорий;
игры по развитию связной речи.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша, не перегружайте информацией. Это может стать причиной заикания. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут.
Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если Вы увидите, что взгляд Вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на Вашу речь, как бы Вы ни старались, ни привлекали все знакомые Вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.
«Когда же можно всё успеть?» - спросите Вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь ещё 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если Вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения Ваших губ, запоминает их.
Приведём пример одного из еженедельных рекомендаций по лексическим темам недели для родителей детей с задержкой психоречевого развития.
Старший дошкольный возраст
Тема «Овощи»
1. Задания родителям.
• Рассмотрите с ребёнком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточните знания обобщающего слова «овощи».
• Обратите внимание на цвет, форму, вкус овощей.
2. Грамматика.
Упражнение «Назови цвет, форму» (на согласование существительных с прилагательным).
Морковь (какая… (оранжевая, овальная).
Помидор (какой… (красный, круглый).
Упражнение «Посчитай!» (на согласование числительных с существительными).
1 помидор, 2 помидора, 3, 4, 5 … (помидоров).
1 огурец, 2, 3, 4, 5 … (огурцов). И т. д.
Упражнение «Один – много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа).
Один помидор - … (много помидоров).
Одна морковь - … (много моркови). И т. д.
Упражнение «Измени по образцу» (на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе).
Пример: Растет – растут.
Копает - … (копают).
Рыхлит - … (рыхлят).
Сажает - … (сажают).
Поливает - … (поливают).
Окучивает - … (окучивают).
Зреет - … (зреют).
Зеленеет - … (зеленеют).
Краснеет - … (краснеют).
Спеет - … (спеют).
Убирает - … (убирают).
Упражнение «Какой сок?» (образование относительных прилагательных).
Сок из огурца… (огуречный).
Сок из моркови… (морковный).
Сок из лука… (луковый).
И т. д. с каждым овощем.
3. Развитие связной устной речи.
• Составление предложений из слов.
Помидор, лежать, куст, под. (Помидор лежит под кустом.)
Картошка, расти, огород, в. (Картошка растёт в огороде.)
• Чтение ребёнку художественного произведения.
Перескажи рассказ, ответь на вопросы.
Кто как одет.
Дни стали ненастные, ночи холоднеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не портились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и петрушку.
Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!
Э. Шим
Вопросы:
1. Когда убирают овощи?
2. Какие овощи убрали с огородов?
3. Что осталось в огороде?
4. У капусты семьдесят одёжек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте.)
4. Фонетика. Звуки и буквы А, У, И, О.
• Вспомните с ребёнком слова, которые начинаются со звуков [а], [у], [о], [и].
• Определите место звука [а] в словах аист, утка, мак, муха. Затем место звука [у] в этих словах. При затруднении воспользуйтесь звуковой дорожкой.
• Сделайте звуковой анализ звукового ряда: [ауио], [уоиа], [оиау] (воспользуйтесь подсказкой по работе над звуковым анализом). Зарисуйте схемы (из красных квадратиков) под схемами, напечатайте знакомые буквы на своих местах.
• Прочитайте слитно и протяжно на одном выдохе по 2, затем по 3 буквы в слогах.
Аи, иа, ау, уа, уи, иу, аиу, иуа, иау, уаи, уиа.
5. Развитие мелкой моторики.
• Выложите буквы А, У, И, О из счётных палочек, цепочки, верёвочки.
• Напечатайте буквы А, а, У, у, О, о, И, и в тетради в клеточку.
Запомните, что большая буква пишется в две клеточки, маленькая – в одну. Расстояние между буквами в строчке – 1 клетка.