Елена Жарикова
Консультация для родителей «Как говорят наши дети?»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.
К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка очень поздно, когда драгоценное время уже упущено. Типичен случай, когда ребенок уже пошел в первый класс, но не может правильно читать и писать. Например, вместо слова "глаз" пишет - "клас", вместо "зубы" - "сюпы", вместо "шуба" - "суп". Оказывается, что до поступления в школу такой ребенок так и не научился правильно говорить. Но родителей тогда это не беспокоило. Наоборот, им нравилось, как он картавит, они считали это забавным и не поправляли его. Кроме того, родители ошибочно считают, что их ребенок всему научится в школе. А в результате у него оказывается недоразвита речь, что всегда затрудняет обучение чтению и письму. И таких примеров немало. Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать. чтобы с их сыном или дочерью не произошло подобного несчастья.
Публикация «Консультация для родителей „Как говорят наши дети?“» размещена в разделах
С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить достаточный словарный запас, усвоить грамматический строй речи, т. е. объединять слова в предложения, овладеть связной речью. Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей - родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, друзей.
С самых первых дней жизни до двух месяцев малыш умеет только кричать и плакать. Уже с двух месяцев у ребенка появляется гуление, а через некоторое время лепет, когда он произносит непроизвольно: угу-гу, ба-ба, да-да и т. д. Это, конечно, еще не речь, но уже подготовительная ступенька к речи, так как в это время подготавливается и развивается речевой и голосовой аппарат.
Когда же необходимо разговаривать с ребенком? С самых первых дней его жизни. И через месяц вы с радостью вы убедитесь, что малыш уже реагирует на звуки: поворачивает голову в сторону говорящего или звучащей игрушки.
С трех месяцев нужно как можно больше и чаще повторять за младенцем его лепет. И вы заметите, что чем больше разговаривать таким образом с ребенком, тем больше он будет лепетать.
С шести месяцев ребенок уже начинает понимать отдельные слова и фразы, связывать их с предметами. Понятно, что и этому его нужно учить. Так, если мать будет многократно показывать на одни и те же часы и при этом повторять "тик-так", то ребенок скоро, услышав вопрос "Где часы, тик-так?", - будет находить их глазами. Так же малыша учат реагировать на слова "иди-иди", когда берут его на руки, и т. д.
Если малыш не реагирует на ваши слова, если он поворачивает к вам голову только тогда, когда видит вас, а не тогда, когда вы его зовете,- это тревожный сигнал, который может означать снижение или отсутствие у ребенка слуха. При первом же таком симптоме следует обратиться к врачу-отоларингологу.
Очень полезно, развивая речь ребенка, играть с ним в звукоподражания, побуждая его многократно повторять за вами: ку-ку, би-би, му-му и т. д.
Необходимо добиваться, чтобы к 7-8 месяцам ребенок выполнял по вашей просьбе привычные, заученные движения, например, "Дай ручку" или "Покажи, где у тебя головка?" и т. д.
В 10-11 месяцев ребенок уже показывает (а не прослеживает глазами, как это было раньше, где, например, часы, кукла, мячик, машинка.
К году ваш ребенок должен уже понимать словесные запреты "нельзя", "не бери", "не бросай". К этому времени ребенок уже понимает около 20 слов, произносит первые слова.
Очень важным в это время является умение взрослых вызвать у ребенка желание говорить. К сожалению, часто родители, боясь приучить ребенка к рукам, избаловать его своим вниманием, мало говорят с ним. мало слушают его, считают, что ребенку достаточно, если он хорошо накормлен, чист, вовремя ложится спать, много гуляет, а остальное - всякие игры и разговоры - баловство. Следует помнить, что новые слова, фразы малыш может узнать только от вас и произносить их захочет только вам. А задача взрослых при этом - поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удастся пробудить у малыша интерес к речи, то затормозится его речевое, а также умственное развитие.
Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук, четко выделяя ударный слог. Каждое новое слово должно быть понятно малышу. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет или действие.
Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом не следует забывать о речевых возможностях малыша. Если ему еще не по силам правильное произношение, не следует его и добиваться.
Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, подлаживаясь под детскую речь. Это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенства их речи. Понятно, что в таком случае ваш ребенок долго будет говорить "тпруа" вместо "гулять", "бо-бо" вместо "больно" и т. п.
Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая своего ребенка, его искаженные слова, они легко догадываются о его потребностях и желаниях без особых объяснений с его стороны. Дети, убеждаясь всякий раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их правильной речи. Не следует так "читать мысли" малыша. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно.
Благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими.
Трехлетнему ребенку читают книжки. В основном это книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где колеса и т. д.
Необходимо разучивать с ребенком небольшие стихотворения, рассказывать или читать ему легкие для понимания сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом развивается и речь, и память ребенка.
К трем годам малыш начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно.
Конечно, к трем годам ребенок еще не может все звуки речи произносить правильно. Но если он не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть.
Развитию правильного звукопроизношения способствуют игры, в процессе которых дети играют в лошадки, цокают копытами, жужжат, как пчелы, кукуют кукушкой, лают, как собачки. Ребята с удовольствием повторяют вслед за взрослым, как звучит дудочка (ду-ду-ду, гудит машина (би-би-би, паровоз (у-у-у) и т. д.
Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти - важное условие формирования правильной речи. Интересна и полезна для ребят игра "Отгадай, кто тебя позвал". Когда в комнате или на улице соберутся несколько человек, каждый по очереди называет имя ребенка (который предварительно закрывает глаза, чтобы не видеть, кто его зовет). Малыш должен отгадать по голосу, кто назвал его имя. Игру можно усложнять и разнообразить: произносить не только имя ребенка, но и называть его ласковыми именами, изменять голос. Слуховое восприятие и слуховую память ребят развивает и слушание музыки, детских радиопередач.
В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора взрослых. И как только малыш подрастет и начнет свободно говорить, родители "вдруг" заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать совсем не детские вопросы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений.
С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известную опасность. Ведь и нарушения темпа речи, и заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят очень быстро или слишком медленно, или заикаются.
Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.