Ирина Трунова
Консультация для родителей «Как быстро научить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы приучить ребенка к порядку, нужно прежде всего, обратить внимание на несколько вещей. Первое, нам нужно убедиться, что для каждой вещи дома или в комнате у нас есть свое место. Представьте себе, когда вещи ребенка сегодня лежат здесь, завтра там, послезавтра в другом месте.
Выдающиеся психологи Эльконин, Давыдов, утверждали, что дошкольник 3-6 лет это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:
1) развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому языку;
2) обучить детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделять гласные, мягкие и твердые согласные звуки.
И если мы пройдем с детьми, начиная с 3-х, 4-х лет этот подготовительный этап, значит, выиграем сразу же несколько призов:
- у детей лучше разовьется фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки;
- на этой основе мы с детьми плавно перейдем к чтению;
- в будущем имеется большая вероятность грамотного письма вашего ребенка;
- малыш будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.
Итак, мы с вами на время забываем о буквах, об азбуках, букварях и переносимся только в мир звуков. Так Л. Е. Жукова создала игровую методику звукового анализа слова и на ее основе обучение детей чтению.
Первые игры со звуков мы советуем проводить в семье, когда малышу уже 3,5-4 года. Покажем это на примере звука «Ш». Мы читаем ребенку краткое стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении его интонационно выделяем. И задаем вопрос: «Какой звук ты часто слышишь в стишке?» - А теперь скажи, как шипит змея? – ш-ш-ш и т. д. Затем можно показать картинки, изображающие предметы с этим звуком. После этого принести игрушки, в названии которых слышится этот звук.
В течении нескольких дней подряд вы подбираете и читаете детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стишки, загадки, поговорки, чистоговорки.
Параллельно с подбором материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространенная игра «Давай придумаем слова со звуком». Домашняя обстановка располагает к этой игре. Надо лишь усвоить, что дети должны придумывать по правилам.
Важно разнообразить такие игры:
- путешествовать по квартире и находить только в спальной комнате слова с определенным звуком;
- придумывать только смешные, веселые или грустные, страшные слова со звуком;
- придумать слова с определенным звуком из профессии или по темам. Постепенно усложняем игровой процесс: вначале дети придумывают слова, глядя на кухню или на свои игрушки, а затем называют слово по воспоминаниям, с опорой на воображение. Детей в таких играх важно поощрить словом, поцелуем – для них это сложная умственная деятельность.
Затем важно договорится с ребенком уже 5 лет, что гласные звуки мы будем закрашивать красным цветом (кружки или квадраты, твердые согласные – синим цветом, а мягкие согласные – зеленым цветом. Смеем вас заверить, что такое условное обозначение дети принимают с удовольствием и запоминают быстрее взрослых. И тогда мы подведем ребенка к очень важному процессу – звуковому анализу слова, т. е. к умению не просто слышать некоторые звуки в словах, а выделять их последовательно. Если ваш ребенок с небольшой помощью взрослого уже делает такой звуковой анализ, значит, можно переходить к следующему, очень важному этапу игре «Придумай разные слова по моей схеме». Как только ребенок освоит эту схему, можно потом уже обходиться без схемы, а просто предлагать детям назвать, например, слово из 3-х звуков и т. д.
Завершающий на этом этапе будет «Игра-загадка». Родитель загадывает слово, и закрашиваете вместе с ребенком квадратики соответственно звуковому составу именно слова, вами задуманного.
Звуковая работа продолжается на прогулке, на пути в детский сад, в магазин, в сквер. Важно только в памяти взрослого держать такие игры и упражнения, почувствовать, какие из них больше по душе вашим детям.
Ребенок может начать читать и в 4, и в 5, и в 6 лет. Важно, чтобы чтение было без принуждения. Дошкольники, как правило, без затруднений запоминают букву в отдельности. Какую же выбрать азбуку? Азбуку нужно выбирать, в которой в стихотворной увлекательной форме говорится, на что или на кого похожа та или иная буква.
Таким образом, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтения без принуждения.