Амина Керимова
Проект «История русского костюма» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «247»
г. Нижний Новгород
Автор проекта : воспитатель Керимова А. А.
Введение
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.
Публикация «Проект „История русского костюма“ в старшей группе» размещена в разделах
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Проекты
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди совсем забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма?
Цель проекта : воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.
Задачи:
Привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма.
Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством экскурсии в краеведческий музей и библиотеку; развивать мышление, зрительное, слуховое, целостное восприятие, внимание, память.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности.
Воспитывать интерес к русской народной культуре посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильма «Морозко», экскурсии в краеведческий музей с родителями.
Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Тип проекта :
По направленности: краткосрочный, познавательный, творческий, групповой.
По форме организации: взросло-детский; игровой;
По продолжительности: краткосрочный.
Форма представления продукта: презентация.
Объект изучения: русский народный костюм.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы № 11 МБДОУ «Детский сад № 247», родители.
Этапы реализации.
1. ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, подбор дидактических, игр, творческих заданий, предварительные беседы с родителями воспитанников; разработка перспективного планирования деятельности по теме данного проекта.
2. ЭТАП - ОСНОВНОЙ: организация и проведение НОД, познавательных бесед, чтение русских народных сказок, заучивание стихов о русской национальной одежде, организация игр разной направленности, художественного творчества, использование художественного слова (стихи, потешки, загадки, песни, организация экскурсии в городской краеведческий музей города Батайска, рассматривание коллекции группы № 11 «Народы России».
3. ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: Конкурс поделок и рисунков среди детей и родителей «Русский народный костюм», выставка рисунков «Русская одежда», создание мини-музея «Русская народная одежда».
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА:
Беседы, чтение русских народных сказок (показ одежды героев, НОД: «Традиции русского костюма», «Одежда наших предков», и т. д., экскурсии, работа в книжном уголке, организация дидактических игр, игр-драматизаций, заучивание стихов, загадывание загадок, рисование акварелью " Русский сарафан", аппликация " Кокошник", и т. д.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:
Рассматривание энциклопедии «Народы России», дидактические игры «Собери костюм», «Что лишнее», «Домино», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», раскрашивание раскрасок, рисование, лепка по теме, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: заучивание стихов о русской народной одежде, поход в краеведческий музей, чтение о русском быте людей в старину, в том числе и об одежде; просмотр русских народных сказок, рисование рисунков, изготовление поделок (кокошник, лапти, сарафан, рубаха и т. д.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
У дошкольников появляется желание уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.
Воспитанники группы «Почемучки» проявляют интерес к основным элементам народного костюма (некоторых областей России).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА " ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА"
День недели: Содержание, цель деятельности:
День первый - понедельник: 1. НОД: " Традиции русского костюма"
Цель: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа, пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека; воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
2. Раскрашивание картинок-раскрасок " Костюм крестьянина на Руси"
Цель: развивать мелкую моторику руки, закрепить названия деталей одежды, воспитывать интерес к деятельности.
3. Чтение русской народной сказки " Морозко"
Цель: рассмотреть с детьми иллюстрации к русской народной сказке, уточнить детали одежды героев, развивать активное внимание; воспитывать познавательный интерес.
4. Дидактическая игра " Сложи картинку"
Цель: формировать представления детей о народных головных уборах; развивать зрительное внимание, логику мышления; воспитывать умение играть самостоятельно.
День второй - вторник:
День третий - среда:
1. НОД: " Одежда наших предков"
Цель: закрепить полученные знания дошкольников, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.
2. Чтение с заучиванием отрывка стихотворения " Русский костюм"
Цель: развивать слуховое внимание, тренировать память, обогащать словарь детей по теме: "Одежда"; воспитывать интерес к предметам старины.
3. Аппликация: "Кокошник"
Цель: вызвать у детей интерес к изготовлению сказочного кокошника, инициировать самостоятельный поиск способов украшения; развивать чувство формы, цвета и композиции; подводить к эмоциональной оценке готовых работ.
4. Настольная дидактическая игра: " Домино"
Цель: формировать представление детей о народных костюмах различных губерний, развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений.
1. Дидактическая игра «Собери костюм»
Цель: развивать умение детей узнавать элементы русского костюма на таблицах и карточках игры, развивать внимание, наблюдательность; воспитывать интерес к русской истории.
2. Познавательная беседа-рассказ «Русский народный костюм»
Цель: расширить представления о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа
3. Раскрашивание картинок-раскрасок «Русский сарафан»
Цель: развивать внимание, мелкую моторику руки; воспитывать аккуратность, старание в работе.
4. Викторина: «Русский костюм»
Цель: обогащать словарь детей по теме, развивать внимание, логику мышления; воспитывать умение проявлять активность мысли.
День четвертый - четверг: 1. Художественное творчество "»Русский сарафан»
Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.
2. Русские народные загадки про одежду и украшения.
Цель: развивать слуховое внимание, логику мышления; воспитывать сообразительность, умение проявлять активность мысли.
3. Дидактическая игра "»Разложи последовательно»
Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение различать элементы женского и мужского костюма.
4. Беседа: «Узоры на одежде»
Цель: расширять кругозор детей; воспитывать интерес к познанию русской старинной одежды.
День пятый - пятница:
День шестой - заключительный 1. Диактические игры: «Оденем куклу в русский костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор».
Цель: формировать представления о народных головных уборах; совершенствовать знания о народных костюмах; развивать внимание, связную речь путем сравнения и обобщения; воспитывать интерес к дидактическим играм.
2. НОД (аппликация) : "»Знакомство с русским народным костюмам»
Цель: продолжать расширять представление о русском народном костюме, воспитывать умение проявлять воображение и творчество при выполнении аппликации.
3. Экскурсия в мини-музей русского народного костюма.
Цель: познакомить детей с содержанием мини-музея, расширить представление детей о жизни русского народа, способствовать развитию познавательных интересов детей; воспитывать любовь к русским традициям.
4. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок. «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цель: обратить внимание детей на детали костюмов героев мультфильмов, развивать внимание; воспитывать наблюдательность.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ " ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ"
Цель: обобщить знакомство дошкольников с историей и традициями русского народа, продолжать развивать умния понимать обряды и обычаи, активизировать интерес к истокам и истории своего народа.
2. Выставка творческих работ «Своими руками» (рисунки, аппликации, поделки, на тему «Русский костюм»). Конкурс поделок по теме (совместное изготовление детей и родителей). Итоги конкурса.
Список используемой литературы:
1. Ф. М. Пармон «Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества» Москва Ленпромбытиздат- 1994 год.
2. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник в детском саду». Москва Линка-пресс - 2000 г.
3. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста», Москва Педагогическое общество России - 2007 год
4. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении» «Учитель» - 2008 год.