Ирина Кунаковская
Консультация для родителей «Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития»
▼ Скачать
Этой проблемой давно занимаются психологи, педагоги такие как С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский. В своей работе использую пособия, рекомендации Р. Бунеева, А. Вахрушева, С. Гаврина, Е. Колесниковой. Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно изложить свои мысли. Занимаясь с нашими детьми, пришла к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Использую картины, иллюстрации на занятиях и в свободное время, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных.
Публикация «Консультация для родителей „Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития“» размещена в разделах
В распоряжении детей имеются крупные и мелкие «веселые картинки», роль которых в развитии речи и мышления ребенка огромна, а именно:
- картинки, на которых художники изображают несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого (Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько их);
- картинки, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жилье (Покажи где их дом);
- картинки, на которых изображены два очень похожих сюжета или предмета (Найди отличия);
- картинки – загадки «Что изменилось» - на сравнение.
- предметные картинки (индивидуальная работа, предназначенные на группировку предметов. Например, 3 гриба и корзинка – «Что лишнее»; автобус, трамвай, самолёт – «Что лишнее?»;
Работая с детьми, все более убеждаюсь, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться хороших результатов.
Картинки с последовательно развивающимся действием. Прежде всего, прошу кого-то из детей выстроить картинки в правильной последовательности. Прежде, предоставляю детям возможность обсудить не только последовательность происходящих событий, но и объяснить свои действия. Такой момент общения наиболее благоприятен для обработки таких речевых формул как : «Считаю, думаю, уверен, полагаю».
После чего дети начинают припоминать и подсказывать, как можно в том, или ином случае обратиться к взрослому или сверстнику.
Утвердив последовательность, предлагаю ребенку составить повествовательный рассказ по первой картинке. Заслушиваем рассказ. После выступления спрашиваем у детей, что еще можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее, содержательнее. Затем предлагаю другому ребенку составить рассказ по второй картинке и т. д. В заключение кто-то из детей составит рассказ по всем картинкам темы.
Таким образом, с помощью наглядного материала, а именно картин, иллюстраций у детей развивается монологическая речь, умение связно, последовательно излагать свои мысли, что является основной задачей развития речи.