любовь кафанова
Консультация для родителей «Использование иллюстративно-наглядного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование иллюстративно-наглядного материала.
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный
иллюстративно-наглядный материал :
-дидактические картины,
-репродукции с художественных картин,
-фотографии, диапозитивы,
-модели, диафильмы, кино- телефильмы.
Иллюстративный, наглядный материал помогает закреплять и уточнять
Темочки:
представления детей полученные в ходе непосредственного восприятия
природных явлений. Можно формировать знания об объектах, явлениях
природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать
невозможно. (показ животных других климатических зон).
Требования к иллюстративно- наглядному материал.
Основными требованиями являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Необходимо также учитывать возрастные возможности восприятия детей. Так для малышей, при формировании знаний о временах года лучше использовать сюжетные картинки, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде по сезону, участие в играх, труде. Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет.
Методика рассматривания картин.
Картины (сюжетные, предметные, художественные) используются
воспитателем во всех группах.
В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений.
В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе. : группы животных, растений, времена года и т. д. В этом случае воспитатель подбирает серию картин, отражающих
существенное в том или ином явлении, предлагает детям рассмотреть
каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Так, например, при формировании понятия «животные» воспитатель готовит картины с изображением животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные и т. д.
Рассматривание с детьми каждую из картин, он обращает внимание нате, общие для всех животных черты, которые позволяют объединить их в группу «животные» с этой целью он задает вопросы: кто это, где живет, как передвигается, как добывает пищу, как спасается от врагов и т. д. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, т. к. необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картин, и изображение в целом. Художественные картины- пейзажи, натюрморты,- необходимы для развития эстетического восприятия и чувств детей. Учебный экран, как метод ознакомления с природой. Кинофильмы, телефильмы позволяют расширить объем знаний о природе, повысить интерес, а значит обеспечить более успешное усвоение знаний. Воспитатель, прежде чем использовать на занятии, знакомится с содержанием кинофильмов. В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма проводит установочную беседу.
Сюжетные и очерковые кино- телефильмы используются во всех возрастных группах. Однако в младшем возрасте рекомендуется показывать не озвученные фильмы. Рассказ воспитателя сопровождает, лишь постепенно приучив малышей, перейти к демонстрации звуковых.
Демонстрация Моделей.
Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, т. к. помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существе объектов.
В дошкольном воз осте для экологического воспитания
используются разные виды моделей.
1. Предметные модели — воспроизводят структуру и особенности внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум (моделирующий экосистему).
2. Предметно — схематические модели. В них существенные признаки,
связи и отношения представлены в виде предметов- макетов, например полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений, изображения геометрическихфигур на карточке- при абстрагировании и замещении формы листьев, полоски разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений-листьев, стеблей.
3. Графические модели (графики, схемы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь природы, таблица фиксации продолжительности дня ит. д. При формировании понятии «рыба» например в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ питания, своеобразное строение конечностей (плавники, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания. Введение моделей требует определенной последовательности.
Вначале изучить необходимо саму модель и только потом использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не стоит. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассмотрению объектов живой и неживой природы. Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. (Расскажите о новом объекте подробно. Какое оно? А что бы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель.) Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для усвоения потребностей растений в воде воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в 2 блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян с наличием или отсутствием влаги. Условно изображаются 2 блюдца с семенами, а над ними -два знака: голубой кружок — наличие воды и пустой — ее отсутствие, когда прорастут ростки, в схеме подрисовываются ростки. Данная схема — модель помогает наглядно связать появление ростков с голубыми кружками, означающими наличие влаги.
Демонстрация моделей используется и для систематизации знаний детей и для общения. Так при формировании понятия «птицы «модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для
передвижения по земле и воздуху.
Таким образом, наглядные методы — наблюдение, рассматривание иллюстративно- наглядного материала, учебный экран — способствует формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно — действенного и наглядно— образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Несложные опыты знакомства детей сприродой.
Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в д/саду используются не сложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость для роста растений и уточнить эти знания поставим опыт: растения помещают в разные условия (одно- в прохладное, другое — теплое место) и в течении нескольких дней наблюдают за изменениями в их развитии. Значение опытов: Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Методика проведения опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений, труда. Детям должны быть ясны его задача и цель. Дети должны при обсуждении результатов подойти к самостоятельным выводам и суждениям.
В д/саду проводятся опыты с предметами неживой природы растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на
огороде, включаются и в занятия
Фиксация опыта. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Опыты с предметами неживой природы. Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины. воды.
Цельопыта: 1. Подвести детей к пониманию того что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Содержание опыта: Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.
Опыты с астениями. Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений:1. Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. Содержание опыта: Наблюдать за ростом мать — и — мачехи на разных полянках.
Опыты с животными
Выявление действия органов чувств животных.
2 Цель опыта: Определите, хорошее ли обоняние у кошки.
Содержание: разложите перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем,
конфетой.
2 Цель опыта: Выявить, хорошо ли слышит кошка.
Содержание: предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести
ногтем по поверхности стола.