Елена Бондарчук
Консультация для родителей «Иркутские кружева»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Иркутские кружева"
Россия – страна лесов. Издавна в городах рубили избы, богатые храмы, сказочные терема… Каждый мог сам поставить себе избу. Народные мастера – плотники при помощи одного топора ставили срубы изб и теремных дворцов. Все делалось топором: тесали бревна и доски, кололи щепу для кровли. В ту пору и поговорка была: «Топор – всему голова». Народные мастера стремились, чтобы построенные ими дома были не только прочны и удобны, но и красивы. Поэтому их любовно украшали резьбой. Ведь в красивом доме и жить приятнее. Нарядно и приветливо выглядят окна домов в обрамлении резных наличников и ставен.
Публикация «Консультация для родителей „Иркутские кружева“» размещена в разделах
В давние времена люди верили, что в ночное время через неплотно закрытые окна и двери, через щели в ставнях и дверных проемах в дом могут проникнуть темные силы. Оберегая свое жилище от злых духов, наши предки украшали оконные и дверные окоемы солнечными, солярными знаками. И сейчас на наличниках старых деревянных домов можно увидеть изображение солнца или узоры в виде развернутого веером петушиного хвоста. Эта птица символизировала у древних славян дневное светило. Прокричит петух три раза на заре – и рассыплется, растает туманом всякая нежить.
Солнечная сила скрыта и в цветочных узорах. Резные звезды, ромашки, подсолнухи часто расцветают в убранстве деревянных домов как символы солнца.
Первыми засельщиками древнего Иркутска были жители русского Севера. Они издавна украшали свои дома объемной «корабельной резьбой». Так на наличниках иркутских домов появились завитки – волюты, перекочевавшие с бортов поморских кочей и плоскодонных дощаников казаков-первопроходцев. Объемная (глухая) «корабельная» резьба требовала большого труда и особого мастерства резчиков. Ее выполняли при помощи долота и острого ножа. Каждая деталь вырезалась отдельно, а потом все детали крепили на доску-основу. Сложные, причудливые завитки выполнялись в стиле барокко. В эпоху правления Петра I и после это было очень модно.
В XIX веке здания в Иркутске стали украшать в стиле классицизма, навеянного искусством Древней Греции. Такое украшение фасадов было не только модой, но и обязанностью. Ее устанавливали царскими указами. Образцы отделки зданий рассылались в губернские города. А городское начальство должно было соблюдать установленные правила.
В Иркутске резные изображения листьев (пальметта, цветов (розетка) и простые геометрические орнаменты классического стиля обычно сочетались с полюбившейся иркутянам волютой. Резчики старались не повторять рисунок резьбы и каждый раз дополняли его новыми деталями.
К концу XIX века в Иркутске, пережившем страшный пожар 1879 года, украшение зданий объемной резьбой стало большой редкостью. На смену ей пришла пропильная, ажурная резьба. На тонкую гладкую доску по трафарету наносился узор. Потом при помощи лобзика мастер пропиливал весь рисунок. Это было и проще, и быстрее. И если объемной резьбой украшали только наличники окон, то пропильная резьба нарядила иркутские дома в кружевной узор от крыши до завалинки. Виды сквозных кружев говорили о богатстве и удачливости хозяина дома.
Ажурная резьба могла быть и накладной – тогда она смотрелась тонко сплетенным рельефом. обычно ее размещали на ставнях, фасадах и углах обшитых досками бревенчатых стен. Рисунки кружевного орнамента располагались в определенном порядке. Под крышей дома – волнистый орнамент: «городки», «сухарики», «капельки», «пихтовые лапки». Ниже шли резные солнышки, потом – гирлянды из листьев и цветов. Под резцом иркутских мастеров расцветали диковинные ирисы, тюльпаны, лилии, гладиолусы и незатейливые сибирские подснежники.
Богаче стало и кружевное оформление наличников. В орнаментах появились изображения птиц и зверей, виноградных гроздей, древних языческих символов.
Украшая дома, сибирские мастера всегда подражали природе. Сам дом почитали как живое, одушевленное существо. Крепко стоял он на земле-матушке, сложенный на совесть мастеровитыми умельцами, глядел на белый свет окнами в резных наличниках, бережно храня тепло семейного очага.
Затейливыми узорами украшали и крыльцо. И так – сказочно – выглядел каждый дом, и ни один из них не был похож на другой – все разные, все резные, все красивые.