ирина зацаринина
Консультация для родителей «Инновационные технологии в ДОУ. Технология ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Темочки:
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
А теперь прейдем к самим играм, представляю несколько примеров:
Триз-игры
1."Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание детей.
Важно включить в игру элементы ТРИЗ. Перед началом игры, можно спросить у ребенка, указывая на объект: "Для чего этот стул? Для чего нужны чашки? Для чего эта ложка?" Вступление: рассказать ребятам о рассеянном и забывчивом человеке, который все путал и забывал (по окончанию рассказа делаем воспитательный вывод). Спрашиваем у детей : кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей.
«Мои друзья»
Правила игры: Ведущий просит детей выбрать себе любую роль в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – медведь косолапый. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: заяц-беляк, волк – зубами щелк).
Воспитатель: Я – белочка. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – тетерев. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т. д.).
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход игры:
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход игры: У нас есть вот такой чудо-сундучок в котором лежат листочки с устаревшими словами. Детям предлагают карточку с незнакомым словом по звучанию слово из сундучка.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет» на загаданное слово из сундучка).
Слова: Длань (ладонь, глас (голос, Зеницы (глаза….
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: воспитатель называет любое явление или объект, дети должны выделить положительные и отрицательные стороны.
Игра «Образование аналогий»
Цель: развивать логически-понятное решение.
Ход игры: нужно на столе разложить парные карточки, игроки сопоставляют принцип связи с одним из образцов на отдельном столе.
Пример: «корова-стадо коров», «капля –дождь», «снежинка-сугроб»
Это наглядные примеры, которые показывают нам, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Но, в некоторые из них можно играть и дома (где не требуется большого количества участников). Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии.
Главное отличие этой технологии состоит в том, чтобы дать возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми!