Светлана Овчарова
Консультация для родителей «Игры, развивающие речевые навыки детей»
Развивать речевые навыки детей лучше в свободном общении, в творческих играх. Дети, увлеченные игрой, не замечают, что они учатся, несмотря на то, что им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач в игровой форме. Речевые игры способствуют развитию речи, фонематического восприятия, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. Поэтому можно легко и непринуждённо, «между делом» проводить маленькие, но очень нужные «уроки».
Публикация «Консультация для родителей „Игры, развивающие речевые навыки детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Вариант первый. Приключенческий. Дети по утрам любят ходить неторопливо, по-хозяйски оглядывая слегка изменившийся за ночь мир. У них совсем иной отсчёт времени, и то, что для нас всего лишь дорога, в детском воображении может превратиться в большое приключенческое путешествие. И здесь очень уместны словесные игры на сравнение, обобщение…
Итак, начинаем «играть»…
Игра «Отгадай предмет по названию его частей». Задание: отгадайте предмет по названию его частей… Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево) Лепестки, стебель, листья, бутон (цветок) Фундамент, стены, крыша, окна, двери (дом)
Игра «Назови одним словом». Задание: назовите все предметы одним словом… Овца, собака, лошадь — это… Огурец, помидор, редиска – это… Диван, кровать, стол – это… Грусть, радость, стыд – это…
Игра «Кто это? Что это?» Придумайте, о чем можно так сказать… Длинная — дорога, лента… Холодный — день, ручей, квас… Круглый —, Веселая – …
Игра «Если…- то». Закончите предложение, подобрав признак… Если шишка от ели, то она (какая) …еловая Если дом из кирпича, то он … Если дверь из железа, то она …
Игра «Отгадай, что я вижу». Отгадайте слово, которое я задумала, пользуясь словами-подсказками: Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом). Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей). Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).
Вариант второй. Ситуативный. Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы что-то выучить или повторить с ребёнком.
Игра «Что бывает?» «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а что еще мягким может быть?" Или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Игра «Что будет, если…». Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если, в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» (Вопросы могут быть разные — как житейские, так и «фантазийные», например) : «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Игра «Кто кем был или что чем было». Ответьте на вопросы… Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом, лошадь? (жеребёнком, лягушка? (головастиком, бабочка? (гусеницей, ботинки? (кожей, рубашка? (тканью, рыба? (икринкой, шкаф? (доской, хлеб? (мукой, велосипед? (железом, свитер? (шерстью) и т. д.
Игра «Закончи предложение». Придумайте окончание предложений: Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
Игра «Бывает— не бывает». Подтвердите правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».
Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения. Чашка жарится на сковороде. Медведь спит в берлоге. Человек выше собаки. Воробей — это не птица и т. п.
Игра «Добавь словечко». Дети очень любят стихи — ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Подскажите подходящее по смыслу слово Ом-ом-ом — вот стоит высокий (дом) Ома-ома-ома — мы сегодня… (дома) Ому-ому-ому — мы идем к (дому) Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы Попробуем придумать складно и смешно Ва-ва-ва — на столе растет… (трава) Ву-ву-ву — съели волки всю (траву) Вы-вы-вы — суп сварили из (травы)
Игра «В магазине». Мы оказались в магазине: «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?»… «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» … «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» …
Игра «Сравни». Сравните предметы… В магазине сравнить две чашки (по цвету, объему, материалу). На улице сравнить две машины, два дома, два дерева. Что нравится больше? Почему? Объясни.
Игра «Угадай первый звук в слове» Определите первый звук в произнесенном слове (ложка — [л], кошка — [к]) и т. д.
Игра «Придумай слово на звук …» Придумайте как можно больше слов на заданный звук. (Ф, К, Р)
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!