Татьяна Скрягина
Консультация для родителей «Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях»
"Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях"
Математическое образование дошкольников включает в себя не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям. Математическое мышление — это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Публикация «Консультация для родителей „Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Развитие математического мышления связано с овладением математическими понятиями : «столько», «сколько», «множество», «больше», «меньше», «больше чем на», «равно», «одинаково», «вчера», «сегодня», «завтра», «время», «мера», «число».
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Но не стоит забывать, что владение знаниями, умениями, навыками невозможно без активности и самостоятельности ребенка — без его уверенности в себе, в своих силах и способностях.
Поощряйте своего ребенка в желании учиться!
Правильный счет
Игра помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, закрепляет навыки прямого и обратного счета
Необходимый инвентарь: мяч.
Встаньте напротив друг друга. Перед началом договоритесь, в каком порядке (прямом или обратном) будете считать. Затем бросайте мяч и называете число. Ребёнок ловит мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч взрослому. Игра проходит в быстром темпе.
Счетоход
Необходимый инвентарь: любая игрушка, которую можно спрятать.
Выбирают водящего, который на время выходит из комнаты. Ребёнок (взрослый, оставшийся в комнате, прячет игрушку и зовёт водящего обратно.
Водящему даёт инструкции, где можно найти игрушку. Например: «Пройди вперед два шага, поверни налево и сделай еще три шага» и т. д.
Усложнить задание можно тем, что вместо словесного инструктирования по поиску игрушки можно составить план-схему.
Я знаю цифры
Необходимый инвентарь: картонные карточки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10, карточки с кругами от 1 до 10, фишки по 10 штук двух цветов.
Играть лучше вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку.
По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством кругов.
На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это проще всего так: выложите фишки в два ряда и сравните, у кого ряд длиннее.
У кого больше
Необходимый инвентарь: игральный кубик, пуговицы (или конфеты, орехи, глубокая тарелка или коробка.
Положите пуговицы в тарелку.
По очереди бросайте кубик. По выпавшему на кубике числу берете нужное количество пуговиц из тарелки. Когда тарелка опустеет — подведите итог.
Выигрывает тот, у кого пуговиц больше.
Счет на слух
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов от 1 до 10, счетные палочки (или пуговицы).
Покажите ребенку карточку с картинками и предложите прохлопать или постучать столько раз, сколько предметов изображено на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три.».
Вы стучите, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выкладывает нужное количество счетных палочек. Вначале палочки выкладываются после каждого удара. Затем усложните задание : сначала ребенок должен прослушать удары, считая их, а затем выложить нужное число счетных палочек.
Чудесный стаканчик
Необходимый инвентарь: десять стаканчиков из-под йогурта, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.
На каждый стаканчик наклейте цифру.
Выберите водящего. Он должен отвернуться. За это время спрячьте под один из стаканчиков игрушку.
Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» и так далее, пока не угадает.
Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».
Праздник в зоопарке
Необходимый инвентарь: все мягкие игрушки, какие есть в доме, счетные палочки (или пуговицы).
Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить».
Вы будете называть число, а он выкладывать перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).
Кто где.
Игра учит ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху)
Необходимый инвентарь: любые игрушки.
Расставьте игрушки в разных местах комнаты. Спросите ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросите, что находится сверху, что снизу,- что справа, слева и т. д.
Много - мало
Игра на усвоение ребенком понятии «много, «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну»
Попросите ребенка назвать предметы, которых много, мало или одиночные. Например: стульев много, стол один; книг много, животных мало.
Сколько шагов?
Считайте шаги до разных предметов, находящихся на недалеком от вас расстоянии.
Сосчитайте шаги до стула, затем до дивана.
Сравните измеренные шагами расстояния: какое больше?
Научите ребенка прогнозировать: предположите, сколько шагов нужно сделать до окна?
Ходите разными шагами — «обычными», «лилипутскими» и «гигантскими». Сосчитайте, сколько «обычных», «лилипутских» и «гигантских» шагов нужно сделать до лестницы.
Читаем и считаем
Читая ребенку книжку, попросите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как вы сосчитали, сколько в сказке зверюшек, спросите, кого было больше, а кого — меньше, кого — одинаковое количество.
Сказочник - счетовод
Вместе с ребенком можно придумывать сказки с числительными. Начните, к примеру, так:
«Жил был папа Зайчик Федя со своей семьей: женой Зайчихой, тремя сыночками и лапочкой-дочкой. Рядом с ними жил его брат — Заяц Кузя. У него тоже была семья: жена Соня и пять маленьких зайчат. Часто к ним в гости приезжала бабушка и дедушка. Когда они собирались все вместе у кого-нибудь дома, начиналось настоящее веселье.».
Зарисуйте сказку или каждого героя.
Можно рассказывать сказки про цифры. Например:
«Жила была цифра Два. Однажды ей стало скучно сидеть дома, и она отправилась на прогулку в лес. Взяла с собой корзиночку, немного печенья и воды. Шла она, шла и вдруг.».
Счет на кухне
Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.
Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.
Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.
Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.
Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.
Геометрические фигуры
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).
Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол.
Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.
Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.
Учите ребенка сравнивать фигуры.
Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий : «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».
Счетная мозаика
Необходимый инвентарь: счетные палочки.
Вместе с ребенком с помощью счетных палочек начните составлять цифры или буквы.
Рядом с составленной цифрой попросите ребенка выложить соответствующее ей количество счетных палочек.
Пространственный тренинг
Необходимый инвентарь: пуговицы (большие и маленькие) и листок бумаги.
Задача — научить ребенка правильно пространственно мыслить.
Пусть ребенок по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в центре листка, еще одну — в правом углу, еще — под лист бумаги в середине» и т. д.
Если эго задание выполнено без ошибок, приступите к более сложному. Попросите малыша: «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит на листе бумаги (под бумагой)». ( Или: слева от большой пуговицы, которая лежит в левом углу листа; справа у большой пуговицы, которая лежит в правом нижнем углу листа и т. п.)
Сложность задания увеличивайте постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае не в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию. Не волнуйтесь, это временная ситуация.
Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу!
Игра на развитие пространственного мышления, усвоение и закрепление понятии «лево», «право», «верх», «низ», «между», «над», «под», «за» и т. п.
На листе бумаги в центре нарисуйте круг. А дальше должен рисовать ребенок, но строго следуя вашей инструкции:
Слева от круга нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник. Он должен быть меньше уже имеющегося.
Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.
Какой длины
Необходимый инвентарь: полоска бумаги длиной 10 см.
Дайте ребенку полоску бумаги и попросите его найти в комнате предмет, длина которого равна пяти этим полоскам.
Желаем вам приятных минут общения с ребёнком!