Вера Петушкова
Консультация для родителей «Игры и игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка неотделима от игры. Она имеет особую ценность для ребенка. С помощью игрушки удается развлечь, позабавить малыша. Она-прекрасный помощник в воспитании ребенка, важное средство его психологического развития.
При подборе игрушек следует стремиться прежде всего к тому, чтобы они соответствовали возрасту ребенка, закономерностям игровой деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
Растет малыш- изменяются его возможности, иными становятся и задачи воспитания. Реализовать их в раннем возрасте также помогают игрушки, теперь чаще всего автодидактические, то есть для самообучения, игрушки-заместители.
Использование их дает возможность ребенку усвоить основные функции предметов, овладеть предметно-орудийными действиями. Важно и то, что эти игрушки помогают ребенку развернуть характерные для раннего возраста отобразительные игры. Игрушки следует подбирать такие, чтобы они были похожи на реальные предметы и соотносились бы друг с другом.
В дошкольном возрасте в игре ребенку все чаще требуются различные атрибуты, игрушки, отражающие специфику конкретных действий, образов. Для игры в больницу ему нужны не только «больные» куклы, кровати, стол, но и градусник, шприц, лекарство, халат. Для игр подойдет и бросовый материал. Для ребенка они могут оказаться настоящей находкой. Их использование может сделать игру богаче, разнообразнее, стимулировать мышление, фантазию. С той же целью предложите ребенку использовать в игре различный природный материал.
Прекрасным естественным материалом для игры является глина, вода, песок. Не бойтесь разрешать детям играть с водой не только у водоема, но и дома. Игры с водой полезны, а некоторых случаях особенно желательны (для детей с задержкой речевого развития, больных коклюшем). С возрастом увеличивается интерес детей (особенно мальчиков) к техническим и строительным игрушкам. Этот интерес нужно поддерживать.
И все же основная, любимейшая для дошкольника игрушка-кукла. Их немало на полках магазинов. Какая из них больше всего подойдет для вашего ребенка? Конечно ее внешний вид, ваш вкус, проявленный ребенком интерес сыграют здесь свою роль. Но учтите при выборе то обстоятельство, что ребенок захочет раздеть (одеть) ее, искупать в ванночке, будет учить ее есть, танцевать… Предложите ребенку коробочку для одежды, напоминайте, что держать вещи куклы следует в чистоте, порядке.
Сколько кукол нужно ребенку? Хорошо, если у вашего малыша есть 2-3 куклы (для женских и мужских ролей). В среднем и старшем дошкольном возрасте, когда игры станут богаче, содержательнее, потребуется большего числа участников, число кукол следует увеличить. Воплотить замыслы ребят на этом этапе помогут наборы игрушек.
При покупке игрушек обратите внимание на фактуру материала. Ребенку не безразлично, из чего сделан его зайка, мишка, собачка. Он предпочитает игрушки из мягкого, пушистого материала. Такие игрушки вызывают у ребенка теплые чувства. Но они тоже нуждаются в периодической гигиенической обработке.
Немало полезного для развития ребенка могут дать игрушки спортивные (мячи, кегли, скакалки, шашки, шахматы и др, музыкальные (барабан, колокольчики, бубен, металлофон и др). Ценность их возрастает, когда они используются в совместной деятельности с другими членами семьи. В игровом уголке ребенка надо найти место и для настольно-печатных игр, мозаики.
Немало разнообразных игрушек и игр использует ребенок в своей деятельности. Но не следует их все сразу давать ему. Иначе может случиться так, что ни к одной из них у него особого интереса так и не возникнет, а появится рассеянность, распыленность внимания, интересов, небрежное отношение к вещам.
Будет правильнее оставить в игровом уголке те игрушки, с которыми малыш играет сейчас, а остальные пока убрать. Через некоторое время, когда интерес к оставшимся игрушкам иссякнет, их можно убрать и достать ранее «исчезнувшие». При их размещении не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 различных игрушек. Психологами установлено, что одновременно человек может воспринимать не более 7-8 объектов. Обдумывая, какие игрушки предложить ребенку в конкретный момент, следует учитывать и то, чем он занимался до этого, какого его состояние. Только что закончившему езду не велосипеде сыну не целесообразно давать мяч или скакалку, здесь уместнее предложить игрушку или игру, рассчитанную на незначительную двигательную активность (мозаика, лото, строительные игры и т. д.). Такого типа игрушки помогают ребенку вечером перейти к спокойному состоянию, подготовят его ко сну.
С особым вниманием надо отнестись к подбору игрушек для больного ребенка. В этот период их должно быть меньше. Не рекомендуется давать во время болезни яркие, громоздкие игрушки, а также новинки, которые могут перевозбудить ребенка. А вот особо любимые игрушки не забывайте, пусть они останутся в кровати больного.
Конечно, детские игры, игрушки доставляют нам хлопоты, порой мешают деятельности взрослых. И все же отнеситесь к ним терпимей, а лучше-станьте соучастником в игре ребенка. Оцените проявленную фантазию, старание. Внимание родителей к игре и игрушкам-проявление их заботы о развитии детей.