Наталия Нестерова
Консультация для родителей «Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители обеспокоены тем, что их дети выбирают для игры игрушки-монстры (Хаги Ваги, сиреноголовые, куклы Монстер Хай и другие).
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Стоит ли опасаться повышенной возбудимости и агрессии?
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?“» размещена в разделах
Детей всё чаще можно встретить с плюшевым монстром под мышкой: кто такой Хаги Ваги и стоит ли родителям начинать бить тревогу? Как вышло, что интернет-монстр Хаги Ваги влюбил в себя детей и перекочевал в реальную жизнь?
Сегодня дети берут его с собой в детский сад, на уроки в школу и носят в виде талисмана-защитника.
По сюжету компьютерной онлайн-игры, Хаги Ваги раньше был простой игрушкой. Почти как Чебурашка. Однако из-за экспериментов над ним превратился в гигантского и кровожадного монстра. Занимается тем, что нападает на игрока, преследует его и обнимает «до смерти». Тренд Хаги Ваги, начавшись в Интернете, планомерно перекочевал в нашу реальную жизнь. Многие родители встревожены, потому что не знают, как взаимодействие с подобными «страшными» игрушками повлияет и впоследствии отразится на психике детей. Очевидно, что самых маленьких игра может расстроить и сильно напугать. В Ассоциации детских нейропсихологов ответили, что пока научных исследований о влиянии Хаги Ваги и подобных «страшилок» на детскую психику не проводилось.
Детский и подростковый психолог из психологического центра «Квартет» заверила, что сам по себе феномен подобных игрушек не нов и до этого детский рынок уже заполняли другие необычные персонажи, например монстры-роботы аниматроники Five Nights at Freddy’s, зайцы Feisty Pets, по нажатию кнопки превращавшиеся из очаровательных зверьков в кровожадных существ, и многочисленные зомби-куклы для девочек из серии Monster High.
– Мы смотрим ужастики и покупаем страшные игрушки, чтобы встретиться со своими страхами в более безопасной, символической форме, – пояснила психолог Маргарита Азарян. – Иногда, кажется, что взрослых Хаги Ваги пугает даже больше, чем детей. С одной стороны, потому что они беспокоятся за здоровье, в том числе ментальное, своего ребенка, а с другой, потому что у взрослых тоже есть страхи разных персонажей. Ведь любой родитель – это ребёнок в прошлом.
По мнению психологов, если бы люди разом отказались покупать Хаги Ваги, то и ажиотажа бы не было. Родители своими покупками этот интерес только подогревают, а производители не дураки – они пытаются заработать. И делают деньги на модных тенденциях, желаниях детей, и на том, что вызывает неоднозначные эмоции и реакции. Синего персонажа из популярной хоррор-игры и его подружку, в розовом цвете, можно купить почти на всех маркетплейсах, включая Ozon, Wildberries и Яндекс. Маркет, заказать на AliExpress и даже встретить на витрине местной «Союзпечати».
Игрушки сами по себе не несут опасности, тем более, что они мягкие. Важно то, какой смысл вкладывают в это дети, взрослые, и в каком контексте их используют. Компьютерные игры также считают источником многих бед и психических расстройств, но нельзя всё валить на игрушки, потому что это лишь способ совладать с реальным миром. При условии, что у ребёнка гармоничное развитие и дома его эмоции обсуждаются, то никакой опасности нет. Игрушка – это предмет, через который ребенок может транслировать то, что у него есть страхи, а они в той или иной степени присутствуют у каждого из нас.
Несколько лет назад в Россию завезли новый американский бренд — куклы «Monster High». Компания Mattel создала для подростков шарнирные фэшн-куклы по мотивам популярных фильмов ужасов. Кукол превращают в приведения, оборотней, зомби и монстров, например, чудовище Франкенштейна, Мумию, Дракулу. Многие мамы, смотря на такое, приходят в ужас, но не могут отказать своему ребенку. Как такие игрушки влияют на детскую психику? Каким вырастет ребенок, играя с куклой-вампиром или роботом-разрушителем?
Итак, игрушка в жизни ребенка играет немалую роль, особенно для маленького — это его друг. А друзей слишком много быть не может. Поэтому не стоит чрезмерно баловать чадо. Если игрушек много, малыш не может выразить свою привязанность и чувства должным образом, а значит — ребенок не концентрирует внимание и не развивается.
Если вы спросите, могут ли игрушки-монстры плохо влиять на психику ребенка? Большинство считают, что они, в том числе куклы-монстры или трансформеры, не могут плохо влиять на психику. Они учат ребенка по-разному смотреть на мир. Некоторые дети с их помощью могут побороть какие-то свои страхи: боязнь темноты, одиночества, страшилок под кроватью. На психику может реально повлиять какой-нибудь мультик или компьютерная игра. Да и главный смысл не в игрушке как таковой, а в процессе игры. Она лишь инструмент, который помогает ребенку вести игру, вливаться в жизнь и учиться. Но если малыш агрессивно играет с нею, странно себя ведет, не оставляйте это без внимания. Стоит купить другую игрушку, чтобы ребенок переключил свое внимание на новый предмет. Кроме того, лучше обратиться к психологу.
И все же, чем объяснить такую большую популярность «странных», по мнению родителей, кукол?
Проблема часто не в игрушках, а в самих взрослых. Родителям эти куклы неприятны или раздражают их. Если у них какие-то монстры вызывают плохие эмоции, то советую их не покупать. Постарайтесь найти компромисс с ребенком и переключить его внимание на другую игрушку. И есть еще один нюанс — игрушки из мультипликационного сериала. Детей затягивает история, яркие персонажи. Малыши подражают их словам и действиям. А когда еще и игрушку-героя покупают, малыш может просто напросто застрять в истории. Он не фантазирует, он повторяет все то, что увидел в сериале. Реальная жизнь становится не такой динамичной и яркой как в мультике.
Нужно ли тревожиться, если мальчик играет в куклы, а девочка увлечена машинками или солдатиками?
Ребёнку просто стало интересно, он поиграет чуть-чуть и забудет. Непонятные вопросы и беспокойство взрослых могут напугать ребенка и действительно вызвать последствия.
Психологи считают, что реакция человека на любой внешний стимул всегда индивидуальна.
Существует очень популярный пример: по пути в школу три ребёнка натыкаются на мёртвую кошку. По приходе в учебное учреждение один из них с азартом рассказывает о произошедшем, второй — плачет, а третий — перешагнул кошку и даже не заметил её. С любым внешним стимулом, в частности, с игрушками, абсолютно та же ситуация.
Если брать пример с игрушечным вампиром, то тут нужно исходить из опыта ребёнка. Если он смотрел про них мультики, играл с игрушками в безопасной среде при поддержке родителей, то у него с вампирами никаких негативных ассоциаций нет. Если же ребёнка, к примеру, напугал старший брат — рассказал страшные истории, — то в таком случае игра с «вампирами» может повлечь за собой негативные последствия, в том числе и физиологические.
А может, дети выбирают модных кукол потому, что никто не предложил им поиграть со старым добрым пупсом? Провели эксперимент: отправились в детский сад и дали возможность детям самим выбрать игрушку. Девочкам предложили современных «хвостатых» и «рогатых» кукол, классического пупса, набор посуды и мобильный телефон. Мальчики же выбирали из робота-трансформера, космического пистолета, гоночной машинки и конструктора.
Среди девчонок ожидаемо выиграли новомодные фэшн-куклы («они очень яркие, у них такие красивые сумочки и сапожки, а еще уши и хвосты»). На втором месте обосновался мобильный телефон, что неудивительно: современные дети с пеленок знают, как включить игру или музыку в мамином телефоне. Две будущие хозяйки выбрали набор посуды. Большая классическая кукла не заинтересовала никого.
Мальчики были без ума от робота-трансформера. Второе место неожиданно занял казалось бы немодный конструктор «Лего» («конструктор лучше, потому что из него можно построить и гараж, и дом, и все-все»). А наименьшим спросом пользовался пистолет, как в фильмах про космических пиратов — значит, несмотря на современные игрушки и мультики, малыши не становятся более агрессивными.
А может, детьми просто управляет мода? Ведь покупаем же мы «безумную» (как часто считает старшее поколение) одежду, смотрим боевики с литрами крови, даже празднуем Хэллоин и при этом не сходим с ума. Взгляд на мир формируют не вещи, а воспитание и окружение. А кукла — это всего лишь игрушка. И пусть она будет с хвостом, рогами или вампирскими зубами. Это всего лишь вещь.
В современной психологии широко используется песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия и другие приёмы, позволяющие ребёнку сбрасывать накапливающееся напряжение. Старайтесь играть вместе с малышом, чтобы иметь возможность управлять разворачивающимся сюжетом.
Не забывайте о том, что маленькие дети имеют магическое мышление, как древние люди, наделявшие страшные тотемные фигуры сверхспособностями. Поэтому не стоит удивляться, что в предлагаемом ребёнком сценарии игры хромает логика и нарушены причинно-следственные связи. Обращайте внимание на её эмоциональное содержание.
Если игра начинает приобретать слишком кровожадный характер (например, монстр пытается откусить чью-то голову или разорвать врага на мелкие кусочки, постарайтесь направить её в конструктивное русло. Предложите малышу один из мирных вариантов разрешения конфликта, благодаря которому персонажи могут помириться или исправиться.
Во время игры не ругайте ребёнка за агрессивные проявления в виде громких криков, некрасивых слов или ударов. Вы можете пристыдить монстра за чрезмерную кровожадность, тем самым демонстрируя малышу границы допустимого выражения агрессии.
Больше вреда, чем пользы. В каких ситуациях игры с монстрами могут навредить ребёнку?
Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы монстры не были единственными игрушками, с которыми занимается ребёнок. Если ребёнок испытывает стойкий интерес к зубастым чудовищам, важно регулярно переключать его внимание на других персонажей.
Если вашему ребёнку 4 года (или меньше, ему пока трудно абстрагироваться от пугающей внешности монстра и наделить его в своих фантазиях богатым внутренним миром и доброй душой. Поэтому игры со страшными игрушками не принесут ему никакой пользы. В качестве негативных последствий можно назвать беспокойный ночной сон, страх темноты, повышенную возбудимость и раздражительность. Чтобы избежать этих проблем, лучше полностью оградить малыша от игр с монстрами и просмотров мультфильмов со страшными персонажами.
Для детей с гиперактивностью или расстройствами аутистического спектра агрессивные игры и фантазии являются способом активации — то есть приведением себя в состояние бодрости. Безусловно, в этом случае, не стоит поощрять страсть ребёнка к игрушкам-монстрам, чтобы такой способ саморегуляции не вошёл в привычку.
Не поддавайтесь на уговоры малыша купить страшную игрушку и не подчиняйтесь давлению родственников или родителей других детей, утверждающих, что их чадо прекрасно играет со страшилищем, и это не приносит никаких проблем. Вы лучше других знаете особенности темперамента и характера своего ребёнка — вам и решать!
Игры со страшными персонажами можно заменить на физическую активность. Возможность «побеситься» принесёт малышу эмоциональную разрядку, не прибегая к изображению батальных сцен.
Время от времени позволяйте ребёнку брызгаться водой, бросаться снегом, срывать траву или рвать бумажки. Придавайте этим действиям позитивный смысл, чтобы не провоцировать лишние проявления агрессии. Например, летящие комья снега или клочки бумажек — это праздничный салют, а брызги воды — весёлый дождик.
Предлагайте ребёнку такие сценарии игр с монстром, которые возможно реализовывать с любыми другими персонажами. Допустим, для него можно построить домик, укутать одеялом и уложить в кровать, покормить салатом из одуванчиков. В этих случаях чувство заботы и умиления вытеснят те агрессивные эмоции, которые монстр провоцирует своей страшной внешностью.
Мои игрушки
Хороши у нас игрушки : куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть, но не надо забывать:
Игрушки - не люди, но всё понимают
И очень не любят, когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами, обижать мы их не станем,
Поиграем и потом всё на место уберём.
(З. Петрова)