Крохалева Елена Геннадьевна
Консультация для родителей «Игрушки из коробушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Игрушки из коробушки».
Составитель: Крохалева Е. Г.
Во все времена дети любили играть: и 100 и 200 и 300 лет назад, так же, как вы любите играть сейчас. И в богатых дворцах и в бедных крестьянских избушках у детей были игрушки. Родители, старшие братья и сестрички, бабушки и дедушки делали их, чтобы порадовать ребятишек. А из чего их делали? Да из всего, что было под рукой, что находили в избе, в лесу, в поле. Мастера были очень изобретательными и находчивыми. Из дерева, глины, из лоскутков они создавали милые и добрые игрушки.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки из коробушки“» размещена в разделах
Лежит в колыбельке маленький младенчик, чтобы он не ревел, чтобы глазки и ручки у него были заняты, ему давали или подвешивали над колыбелькой те игрушки, которые не могли ему ничем повредить. Самому маленькому, который еще ничего не мог держать в ручках, подвешивали над колыбелькой легкий и пушистый заячий хвостик, который «танцевал» от движения воздуха. Были и погремушки-«шаркунки», плетеные из бересты или из ивовых прутиков с горошинками внутри, чтоб шумело и брякало.
Когда ребятишки подрастали, для них делали уже другие игрушки, тоже простые и понятные. Мажет тетка Марья глиной печку, чтоб тепло между кирпичами не выходило, а из остатков глины легкими движениями умелых пальцев лепит для своих ребятишек таких вот петушков, собачек, барышень [Каргапольская глиняная игрушка]. Просушила она их, в той же печке обожгла и раскрасила. А чем раскрасила-то? Ведь привычных для нас акварельных или гуашевых красок в крестьянской избе не было. Вместо красок брали ягодный сок или делали краску из листьев и цветов: желтую и коричневую – из луковой шелухи или из зверобоя, зеленую – из березовых листьев, голубую – из полевых васильков. В дело шла даже черная печная сажа. Посмотрев на соседей, начинали лепить игрушки и остальные.
В каждой местности получались свои, особенные, ни на кого не похожие игрушки, сделанные из одного и того же материала – глины [Показ промысловой игрушки : дымковские, абашевские, курские, филимоновские. Видеофильм «Секреты деда Филимона»].
Больше всего любили делать и покупали на ярмарках игрушки-свистульки. По поверьям древних славян свистом и шумом можно было прогнать нечистую силу. Даже праздник был такой – «свистунья», когда стар и млад выходил на улицу и свистел в свистульки. Понятное дело, нечистая сила пугалась и бежала из деревни подальше – за овраги-болота, за пенья-коренья.
Были и такие игрушки, которыми играли только мальчики или только девочки. Сейчас у каждого мальчишки есть и гоночные машинки, и самолетики и трансформеры, во все времена любили играть мальчики в транспортные средства. А в старину разве были машины, поезда, самолеты? Нет! Главным средством передвижения был конь, запряженный в повозку. Он-то и был любимой игрушкой : из дерева, из соломы, из мочала. Малыш может, еще и ходить-то толком не умел, а тащил за собой коня на колесиках. У отца есть конь, у брата, и у соседа, и у деда – и у него, как у взрослого, тоже конь есть. А вот такого коня с тележкой, самого простого, мальчишки постарше вырезали для игры сами. Этот конек попал к нам с берегов Волги, называются такие игрушки «федосеевская щепнина», потому что делались из щепочек. А такую тройку по мотивам игрушки из города Городец сделали наши шадринские ребята на уроках труда.
У девочек, конечно же, были куклы: из лоскутков, из кусочков дерева, из соломы. Самой первой куклой был просто свернутый мамин платок с головы, он легкий, теплый и мамой пахнет. Конечно, дел и забот в крестьянском доме было много, но девочкам разрешали играть в куклы, потому что когда она училась шить куколок, она делала первые шаги на нелегком пути обучения женским рукоделиям. Куклы служили для девичьих игр, а могли быть и оберегами. По древним поверьям, если у куклы не было глазок, не было обозначено лицо, у нее не было души и на нее нельзя было навести порчу. Вдруг где-то за огородом, за забором живет злая бабка-ведьма, нашепчет-набормочет злые слова, которые через куклу могут навредить ребенку? А такая вот безглазая кукла, как громоотвод, отведет от ребенка порчу-беду.
У каждой девочки была заветная коробеечка, в которой лежали лоскутки и ленточки, пуговки и бусинки, которые шли в дело. Из лоскутков шили и животных, например котиков, которые помогали убаюкивать маленьких ребятишек:
«У моёво у кота
Колыбелька золота,
А у сыночки мово
Есть еще лучше того».
Всегда ребятам хотелось, чтоб их игрушки двигались сами. Конечно, и 100 и 200 лет назад уже существовали механические игрушки, но они стоили очень дорого и для крестьянских семей были недоступны. Зато мастера с помощью самых простых приспособленный – гвоздиков, веревочек, – заставляли игрушки двигаться [Медведь и кузнец, курочки на дощечке, Петрушка на палочке].
Необычной формы лакомства – кони, петушки, - тоже были нередки, ими можно было играть, а потом – съесть. Пряничных петушков, солдатиков, лошадок привозили из дальних поездок, из города родители как гостинцы своим детям. Они могли быть и украшением для рождественской елки. На святки детям дарили фигурки из ржаного теста, которые имели магическое, волшебное значение. Например, в форме оленя. Такие фигурки назывались «козуля», потому что имели рожки. К хлебу в русской культуре всегда было особое отношение, поэтому «козуля» - не просто хлебная фигурка, это залог будущего урожая. Изображение рогатого животного, несущего солнышко между рожками, должно было как бы приманить, призвать в дом богатый урожай. Это не игра с хлебом, это обрядовое действие. Такие фигурки ставили на полки над окнами, идущие по всей избе. В голодный год, когда не хватало хлеба, они были своеобразным запасом еды: их можно было заварить кипятком и съесть.
Конечно, игрушек у крестьянских детей было великое множество. Это и «звучащие игрушки» : дудочки, трещотки; и игрушки, делавшиеся в соответствии с погодой: меленки, брызгалки, лодочки, вертушки и многое другое.
Самая, наверное, известная русская игрушка – матрешка. У нее интересная и необычная история. Это игрушка совсем не древняя, лет ей, по сравнению с другими игрушками, пришедшими к нам из глубины веков, не так уж и много – чуть побольше сотни.
Жил в России в 19 веке богатый купец Мамонтов. Свои деньги он тратил на то, чтобы помогать художникам, музыкантам, народным мастерам. Его супруга отправилась в кругосветное путешествие, изучая культуру разных стран. В Японии ей показали деревянную игрушку, персонажа народных легенд монаха Даруму, толстенького и пузатого. Он нарочно не был раскрашен. Загадывалось желание, а если оно исполнялось благодаря Даруме, ему в награду рисовали один глазик, если исполнялось другое желание – рисовали второй. И Мамонтову осенило: соединить в одной игрушке форму Дарумы и идею пасхального яйца, которое раскладывалось: большое, потом поменьше и так далее. Первая же матрешка оказалась очень удачной, она получила золотую награду на международной выставке в Париже, и русские мастера получили много заказов.
Со временем матрешка стала самым знаменитым русским сувениром. Это очень удачное воплощение национального характера, добрая улыбка над самим собой. Наша красавица – с матрешечного промысла в Полхов-Майдане, а есть еще семеновские, загорские, городецкие, вятские – всякие разные.
Почему же народные игрушки так всем нравятся? Да потому, что они сделаны руками добрых и хороших людей, и нам передается теплота их души.
В конце беседы возможен показ создания самой простой игрушки :
- кукла-«куватка»,
- котик из глины в пластилиновой технике
- стрекоза из лоскутков,
- глиняная игрушка в технике отминки.
Литература:
1. Дайн Г. Народная игрушка
2. История дымковского промысла,
3. Федосеевская щепнина. // Народное творчество.