Наталья Тютерева
Консультация для родителей «Играя, готовим ребёнка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Все психические процессы тесно связаны между собой, поэтому при выполнении предлагаемых заданий, направленных на формирование восприятия, внимания, памяти, развиваются и умственные способности детей.
Занимаясь с ребенком, ставьте перед ним задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие к активизации знаний, умений, прошлого опыта. Не давайте готовых ответов, помогайте в поисках способов действия. Учите планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны загадки, головоломки, лото, домино, занимательные задачи, разные картинки, мозаика.
Публикация «Консультация для родителей „Играя, готовим ребёнка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Дело в том, что ребенку наиболее доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Однако ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их преобразование, т. е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребенка, способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, ролевыми играми («Школа», «Больница», «Гараж», «Корабль» и т. п., инсценированием сказок и т. д.
Педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.
Например, нужно выбрать правильный ответ:
1. У сапога всегда есть. шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2. В теплых краях живет. медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.
3. В году. 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца,
7 месяцев.
4. Месяц зимы – это. сентябрь, август, февраль, март, ноябрь.
5. У дерева всегда есть. листья, цветы, плоды, корень, пень.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Ребенку зачитываются слова с установкой на запоминание:
одеяло, мед, круг, будка, глаз, слеза, замок, муха, журнал,
ранец. Затем ребенок повторяет.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Запомнить слова: вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье.
Задания:
Воспроизвести слова.
Что общего у этих слов? Чем они похожи?
Придумай слова, начинающиеся с буквы «В».
Упражнение на развитие способности к переключению внимания.
Родитель называет слова, а ребенок по договоренности должен
отреагировать на некоторые из них. Например, он хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность, или должен топнуть ногой на слово, обозначающее животное.
Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь,пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стирательная резинка, муравей.
Игра на развитие логического мышления.
Ребенку зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее.
Необходимо его исключить и объяснить свое решение.
Варианты группы слов:
ромашка - ландыш - сирень - колокольчик;
Саша - Коля - Маша - Егорова; заяц - лось - овца - волк;
диван - кровать - тетрадь - парта; ухо - лицо - нос -рот;
щука - рак - карась - окунь; молоко - сливки - сметана - сало.
Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.
К 6 парам слов, связанных между собой по смыслу, подобрать третье слово:
яйцо - курица - (цыпленок) : птица - полет - (гнездо);
лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород);
дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды); река - озеро -(море);
• кукуруза - салат - (поп-корн); шуба холод - (мороз);
ребенок - нежность - (радость).
Игра «Скажи наоборот» (на развитие речи и мышления).
Я буду произносить слова, а ты отвечать мне словами, противоположными по значению. Например: большой - маленький, чистый - грязный.
Начинаем игру: быстро - медленно; высоко - низко; далеко - близко; светлый - темный; день - ночь; встать - сесть; сухо - мокро; холод - жара; поздно - рано; детский - взрослый; начало - конец.
Упражнение «Назови одним словом».
Варианты групп слов:
яблоки — груши - мандарины (фрукты);
тарелки - стаканы чашки (посуда); стол стул – диван (мебель);
рубашка - брюки - платье (одежда); сапоги - валенки -
туфли (обувь);
суп - каша - кисель (еда); одуванчик-роза-ромашка (цветы);
береза - елка - сосна (деревья); гусь - воробей – голубь (птицы);
карась - щука - окунь (рыбы); малина - клубника - смородина (ягода);
морковь - капуста - свекла (овощи).
Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Родитель. Я буду называть любые слова, добавляя к ним другие,
которые связаны с первыми по смыслу.
Запомни эти слова:
праздник - подарок; дом - окно; лимонад - прохлада;
будка - собака; стол - пирог; блины - сковородка; шапка -шарф;
печь - дрова; ваза - цветок; пылесос - уборка; пчела - мед; город - улица.
Затем 1 слово вы, ребенок второе.
Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.
Прослушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный); стул (мягкий, удобный).
Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).
Выставляют карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Ребенок запоминает их порядок. Затем одну фигуру убирают, а ребенок определяет, какой фигуры не стало.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Ребенку с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок с изображением: ножниц, утки, дома, лампы, машины, тапочек, груши, кота, ручки, щетки.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга, пароход. В течение 10 секунд ребенку необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.
Упражнение на развитие речи, мышления и воображения (можно менять содержание в зависимости от времени года).
Родитель. Кто приходит к нам со снегом, стужей и приносит новогодние подарки? Как называется это время года? Какие зимние месяцы ты знаешь? Что еще приносит с собой зима?
(Праздники, подарки, развлечения, морозы и т. д.)
- Придумай имя зиме. (Красавица, матушка, метелица и др.)
- Зима какая? Например: хрустальная, снежная, холодная, метельная, вьюжная, сказочная, волшебная, морозная и т. д.
- Ты видел, как падает снег? Какого он цвета? Всегда ли он белый? (Искрящийся, золотой, голубой, серебристый, блестящий.)
- Ты помнишь, как снег хрустит под ногами? Как можно еще сказать? (Скрипит, трещит, поет, жалуется и т. д.)
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать в тетради одновременно обеими руками круг,
квадрат.
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.
Рисование двумя руками.
Нарисовать в тетради одновременно двумя руками домики, дерево по образцу.