Ольга Епонешникова
Консультация для родителей «Играем по дороге в детский сад. Лексико-грамматические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Играем по дороге в детский сад
Когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Часто родители не обращают внимание на то, что ребёнок не умеет грамматически правильно построить предложение, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Играем по дороге в детский сад, Лексико-грамматические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры по дороге в детский сад
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы избежать эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно заниматься со своим малышом, то будет всё хорошо. Предлагаемые мною словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте, в ожидании приёма у доктора и т. д. Эти игровые приёмы не займут много времени, зато принесут пользу и приятное общение.
Назови одним словом
Яблоко, груша, апельсин, мандарин – это всё фрукты;
Сапоги, туфли, босоножки, кроссовки – это… (обувь).
Ромашка, колокольчик, василёк, одуванчик – это… (цветы).
Панама, кепка, шляпа, шапка – это … (головные уборы).
Диван, кресло, тумбочка, шкаф – это … (мебель).
Кастрюля, тарелка, сковорода, стакан – это … (посуда).
Дятел, ласточка, скворец, воробей – это … (птицы).
Четвёртый лишний
Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно — лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.
Диван, стол, кастрюля, шкаф (Лишнее слово кастрюля, потому что это посуда, а всё остальное мебель).
Дуб, берёза, одуванчик, липа.
Орёл, ворона, сова, гусь.
Босоножки, тапки, панама, сапоги.
Жёлтый, красный, сильный, зелёный.
Смелый, храбрый, отважный, злой.
Один - много
Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно. Затем можно называть слова в родительном падеже.
Образец: лимон - лимоны, берёза - берёзы, и т. п; лимон – много лимонов, берёза – много берёз, и т. п.
Назови ласково
Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково.
Образец: дом - домик, лист - листик, нос - носик и т. п. (В эту игру тоже можно играть, используя мяч).
Назови родителей
У щенка мама – … (собака, а папа – … (пёс).
У котёнка мама – … (кошка, папа – … (кот).
У телёнка мама – … (корова, папа – … (бык).
У жеребёнка мама – (лошадь, папа – … (конь).
У козлёнка мама - (коза, папа – … (козёл).
У ягнёнка мама – … (овца, папа – … (баран).
У крольчёнка мама – … (крольчиха, папа - … (кролик).
У цыплёнка мама - … (курица, папа - … (петух).
У утёнка мама – … (утка, папа – … (селезень).
У гусёнка мама – … (гусыня, папа – … (гусь).
Кто это? Что это?
Хитрая, рыжая, хищная… (лиса).
Кислый, жёлтый, сочный… (лимон).
Высокая, стройная, зелёная … (ель).
Мохнатый, большой, коричневый… (медведь).
Сладкий, сочный, крупный … (арбуз).
Назови действия
Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, садится, поднимается).
Что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит, скрипит, ложится, тает, переливается).
Что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает, ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит).
Что можно сказать о солнце (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет, ласкает).
Где и что можно делать?
Спросите у ребёнка, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.
Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке).
Что можно делать в детском саду? - (играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, лепить).
Что можно делать в магазине? - … (покупать, рассматривать, интересоваться, спрашивать продавца, встретить знакомых.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым.»
Белка – (пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая).
Дом -. (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый, кирпичный).
Пальто - (красивое, тёплое, зимнее, короткое, длинное, старое, новое, дорогое, красное).
Облака - (пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые).
Придумай рифму.
Предложите ребё нку подобрать пару созвучных слов: ночка – дочка, халат – салат.
Галка - (палка, скалка, скакалка).
Ёлка - … (пчёлка, тёлка, чёлка).
Рубашка - … (пташка, кашка, букашка).
Лягушка - … (подружка, попрыгушка, квакушка, кукушка, частушка).
Снежок - … (сапожок, кружок, флажок, дружок, бережок).
Скажи наоборот
Эта игра учит ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу.
Этот дом высокий, а этот - низкий.
широкий – … (узкий);
больной – (здоровый);
мелкий – … (глубокий);
чистый – (грязный);
тонкий – … (толстый);
холодный – (горячий);
светлый – … (тёмный);
легкий – … (тяжёлый);
длинный – (короткий);
кислый – (сладкий);
смелый – (трусливый);
ленивый – (трудолюбивый);
медленный – (быстрый);
злой – … (добрый);
умный – … (глупый);
весёлый - … (грустный);
молодой – … (пожилой).
Собери слово
Предложить ребёнку «собрать два слова в одно».
Образец: Сад разводит – садовод.
По луне ходит - … (луноход).
По снегу ходит - … (снегоход).
Везде ходит - … (вездеход).
Овощи режет - … (овощерезка).
Мясо рубит - … (мясорубка).
Листья подают - … (листопад). Сам летит - … (самолёт).
Снег падает - … (снегопад).
Звёзды падают - … (звездопад).
Лес рубит - … (лесоруб).
Рыбу ловит – … (рыболов).
Трубы чистит - … (трубочист).
Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры :
Образуй признак
Объясните ребёнку, что предметы могут быть сделаны из разных материалов и называться они будут по-разному.
Образец: Если чашка сделана из глины, то это – глиняная чашка.
Конверт из бумаги – … (бумажный конверт).
Кисель из клюквы – … (клюквенный кисель).
Суп из овощей – … (овощной суп).
Перчатки из кожи – … (кожаные перчатки).
Стакан из стекла – … (стеклянный стакан).
Варенье из малины – … (малиновое варенье).
Мяч из резины – … (резиновый мяч).
Деталь из железа - … (железная деталь).
Скамейка из дерева – … (деревянная скамейка).
Крепость из снега – … (снежная крепость).
Дом из кирпича – … (кирпичный дом).
Игра «Счет 1 – 5» (1-10)
В этой игре ребенок считает предметы с проговариванием слов, при этом взрослый внимательно слушает, правильно ли он говорит окончания. Затем можно потренировать обратный счёт.
Образец: Один дом_, два дома, три дома, четыре дома, пять домов; пять домов, четыре дома, три дома, два дома, один дом_.
Закончи предложение
Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:
На улице стало сухо, потому что выглянуло солнышко.
Начался дождь, поэтому …
Я надел теплую куртку, потому что.
Растения нужно поливать для того, чтобы …
Мы пойдём гулять, если …
Дети сели в лодку, чтобы.
Список используемой литературы:
1. Жукова Н. С., Мастюков Е. Н., Филичева Т. Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990 г.
2. Селевёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М. : Просвещение, 1987 г.
3. Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5 – 7 лет. М. : Творческий центр «Сфера», 2012г.
4. Ресурсы интернета.