Юлия Боцвина
Консультация для родителей «Игра как самовоспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – дело серьезное! Эту фразу вы, наверное, слышали. Давайте в ней разберемся. Есть у строителей такое понятие: нулевой цикл. Оно обозначает первые подготовительные работы, в частности закладку фундамента здания. Игровая деятельность ребенка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Какой ребенок в игре, такой во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» Эта мысль принадлежит А. С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени восхождения ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Игра как самовоспитание“» размещена в разделах
В его развитии и воспитании игра выполняет роль, доброй, умной наставницы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.
Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. Для ребят не всегда важен ее результат, победа, успех, им нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был. Но в процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности. Взрослые должны помнить такие давние – давние игровые забавы, как «гляделки», «предъяви зелень», «замри». Забавы эти, с нашей точки зрения, вроде бы спорны. Играющие в «гляделки» садятся или становятся друг против друга и смотрят прямо, не мигая, глаза в глаза. Кто первым мигнет, тот и проиграл. Не правда ли, несколько жестокие условия? Но ведь нужны воля и выдержка, чтобы не мигнуть. И напряжение, и усилие. А такая потеха, как «замри»? Дети, вступающие в эту старую игру, договариваются, что в любой жизненной ситуации, даже во время урока, по команде партнера: «Замри!», необходимо застыть в самой неудобной позе. Например, с поднятой рукой или ногой. И стоять молча до тех пор, пока не прозвучит команда: «Отомри!». Тоже жестковатая потеха, но и она требует собранности, волевых усилий, чтобы продержаться, не сделать ни одного движения. А «предъяви зелень»? участники обязаны всегда и везде иметь при себе зелень-листочек дерева или травку и предъявлять ее немедленно по первому требованию, иначе – проигрыш. Значит, необходимо постоянно помнить о «зеленке», держать память в напряжении. Это тренировка памяти, своеобразный тренинг.
Любимые сказки, мультики, игры, к которым ребенок многократно возвращается, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы и добра над злом или ощущение победы над собой, своего успеха в чем-то, и есть тренинг, система упражнений, обогащающая внутренний мир ребенка. Так детские забавы становятся средством самовоспитания. В руках воспитателя они становятся средством коррекции – исправления, поправки, частичного изменения неправильно сформированного в ребенке психического процесса или личностного качества.
Игра имеет свои плюсы и минусы. Она требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение некоторыми из них в ущерб, например, учебе. Безусловно, работа с ребятами требует разумного чередования игры с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель.
Воспитатель, проводящий игру, должен ободрить и одобрить тех, у которых что-то не получается, возможно, даже подсказать приемы и упражнения для тренировки нужных качеств. Например, для развития запоминания существуют специальные приемы, связанные со способами запоминания, повторения, узнавания.
Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игры свои правила, усложняют или упрощают ее содержание. Следует поддерживать такой активный творческий подход.
Приведем педагогические требования, которых надо придерживаться во время игры.
Она не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Некоторые игры требуют наличие инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение или такие правила, выполнение которых граничит с оскорблением достоинства. Например, проигравшему присваиваются прозвища, его наказывают щелчками, шлепками.
Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.
Стоит обратить внимание, что роли ведущего и водящего неодинакова. Ведущий – это воспитатель, который руководит игрой. Водящий – это тот, кого испытывают в ней, кто сам должен отгадать, повторить, запомнить и т. д. Трудный момент - распределение ролей. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Воспитатель должен обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадает интерес. Надо следить и за тем, чтобы в играх детям давались такие роли, которые особенно подходят для их воспитания. В распределении ролей приемлемы следующие варианты: назначение детей на роли непосредственно воспитателем или через ребенка, ответственного или уже имеющего командное полномочие; распределение ролей на общем сборе, обычная жеребьевка посредством «считалки» или иным способом; очередность занимать ту или иную роль играющими.
Задача воспитателя заключается не столько в непосредственном вмешательстве в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение к ней со стороны детей. Воспитатель может занять в процессе игры различную позицию, т. е. взять любую роль. Скажем, ему хочется пронаблюдать взаимоотношения ребят, проверить степень их самостоятельности.
Дав сигнал к началу игры, он непосредственного участия в ней не принимает, но незаметно наблюдает за ее участниками. В другой раз он сознательно исполняет роль ведущего, например, активизирует действия пассивных, робких ребят. Довольна распространена в их играх роль арбитра, посредника, члена жюри, она позволяет давать оценки, характеризовать поведение ребят в игре. Независимо от места воспитателя в ней его позиция всегда активна.
Поскольку игры подразумевают преодоление трудностей, следует начинать с более простых, постепенно переходя к сложным. Не следует разучивать сразу много новых игр. Дети должны «наиграться».
Конец должен быть результативным – победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ. К формам поощрения ребят за успехи можно отнести следующие: присваивание званий (шофер 1 класса, объявление благодарности, предоставление права стать водящим, капитаном игры, выставление оценок, очков, мест, вручения знаков «отличий» и т. д.
Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.
Еще раз подчеркиваем: игра дело серьезное, она требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например труд. Нельзя превращать ее в уступку старшего младшему, сильного слабому, в милость по принципу, «чем бы дитя не тешилось». Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое., яркое, радостное.