Лилия Хитрова
Консультация для родителей и воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжёлыми
нарушениями речи».
Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих до-стижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для осуществления лечебно - оздоровительных и коррекционных мероприятий разработан соответствующий режим дня. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционной деятельности может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы. Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Использование оздоровительных пауз можно включать и в свободную деятельность детей. Постепенно используя различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, я старалась создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую эффективно использовать время. Эти элементы можно повторять или чередовать. Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность разработки технологии физического и интеллектуального развития, реализация которой не только позволяет решить специфические задачи физического и интеллектуального воспитания детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, но и способствует их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу воспитателя.
Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Ещё Л. С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребёнок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребёнка. Таким образом, педагогам
необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.
Использование в логопедии методов работы, заимствованных из медицины, психологии и психотерапии, решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы показывает, что эти технологии преодоления нарушений
речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка и активное формирование здорового образа жизни.
Как показывает практика, дети с нарушениями речи имеют целый ряд хронических заболеваний или предрасположенность к ним. Чаще всего проблемы связаны с органами дыхания и опорно-двигательного аппарата.
Роль учителя-логопеда ДОУ состоит в организации педагогического коррекционного процесса, сберегающего и восстанавливающего здоровье ребенка посредствам внедрения нетрадиционных логопедических технологий, которые в свою очередь способствуют повышению уровня мотивации к коррекционным занятиям.
Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях используются следующие технологии :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- динамические паузы
- релаксация
- пальчиковая гимнастика
- Су-Джок технология
- фитотехнология
- фитбол
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
- мимический массаж и самомассаж
- пальчиковый самомассаж
- арикулярный массаж.
3. Коррекционные технологии :
- дыхательная гимнастика
- речедвигательная ритмика
- музыкотехнология
- психогимнастика по М. А. Чистяковой
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ.
Музыку в коррекционно – логопедической работе мы используем в форме
релаксации под музыку:
- на занятиях логоритмикой;
- на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;
- на индивидуальных занятиях для детей со спастической формой дизартрии
перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата.
Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т. д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия.
Вокал включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальноедыхание.
Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также ч е р е з выполнение этюдов психогимнастики М. А. Чистяковой, которые также подбираются нами в связи с лексической темой.
Практика показывает, что использование музыки способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;
- нормализации просодической стороны речи, дыхания.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. На практике высокую эффективность показало полоскание рта и горла детьми с дизартрией настоями определённых трав с разной температурой непосредственно перед артикуляционным массажем, что способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, закаливанию, профилактике простудных заболеваний.
Одним из эффективных приёмов, обепечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер, общее оздоровление организма ребёнка, является Су-Джок технология. В основе данного метода лежит воздействие на биологически активные точки, находящиеся на кистях рук.
В логопедической работе с детьми с дизартрией используют как шарики «ёжики» для ладоней, так и колечки «ёжики» для пальцев рук с целью:
- нормализовать мышечный тонус;
- опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- автоматизировать поставленные звуки через потешки, которые проговаривает ребёнок, прокатывая шарик между ладонями, через проговаривание чистоговорок во время одевания колечка на пальцы;
- отработать ритмико – слоговой рисунок слова с помощью колечка «ёжика».
Массаж является одним из основных методов при коррекции дизартрии. При систематическом массаже улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Это оказывает тонизирующее влияние на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Мимический массаж и самомассаж мы используем как организационный момент в начале всех видов занятий или как часть динамической паузы.
Для пальчикового массажа детям предлагаются различные предметы: массажные мячики, цилиндры, щётки и т. п.
Арикулярный массаж помогает лучше работать и развиваться всем органам и системам организма детей, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Работая над дыханием, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях, используем фитбол, который способствует укреплению мышц тела,
формированию правильной осанки, а также элементы гимнастики А. Н. Стрельниковой. Обучая детей дыхательной гимнастике, мы не только формируем правильное речевое дыхание, но и способствуем профилактике и лечению заболеваний лор – органов.
Речедвигательная ритмика как система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением позволяет развивать у дошкольников общую моторику, функции органов дыхания, артикуляционную и мимическую мускулатуру. Данная технология представляет собой тесную связь движений и произношения звуков речи, выполняемые параллельно.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению и укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности дошкольника.