Олеся Николаевна Ковалева
Консультация для родителей и воспитателей «Поиграй со мной, мне скучно»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель хотел бы оградить детей от скуки. Но не задача: у малыша полно игрушек, конструкторов, есть настольные игры, головоломки, наборы для творчества, но ребенок не может ничем надолго себя занять, постоянно жалуется на скуку.
И тут мамы и папы бросаясь на помощь, едва заслышав знакомые тоскливые нотки, возможно, совершаете ошибку. Детям стоит самим научиться распоряжаться своим свободным временем, задача родителей — помочь малышу найти свое решение проблемы, а не предлагать готовое.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Поиграй со мной, мне скучно“» размещена в разделах
Звучит парадоксально, но скука — необходимый элемент творческого поиска. Ребенок походит, поскучает, а потом придумает себе новое занятие. Согласитесь, ведь понять, что ничего не делать. скучно, — ценный жизненный опыт! Конечно, никто лучше вас не сможет разобраться в мотивах поведения вашего малыша. Ситуации бывают разные.
Детям, а особенно малышам сложно выразить свои глубокие переживания. Если ребенка что-то сильно тревожит или расстраивает, он может закрыться от внешнего мира. Когда вы замечаете, что он потерял интерес даже к тем играм и занятиям, которые еще недавно занимали все его свободное время, скорее всего, он переживает что-то серьезное. Попробуйте проговорить чувства ребенка, дайте ему выплакаться. В такие моменты малыш, как никогда, нуждается в вашей поддержке!
Многие современные дети чрезвычайно зависимы от гаджетов. Они готовы часами играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. Даже если родители подбирают развивающие мультфильмы и обучающие игры, суть не меняется — малыш превращается в безвольного потребителя. Картинка меняется так часто, а информации в мозг поступает так много, что нет времени ее оценить и проанализировать.
Настольные игры развивают мышление, учат общаться, взаимодействовать, мыслить. Дают опыт побед и поражений.
Привычка получать развлечения в готовом виде с экрана приводит к тому, что детское воображение и фантазия перестают развиваться. Но без них невозможно формирование творческой личности! Нельзя создать что-то новое, если ты не можешь это придумать! Для полноценной жизни детям нужен весь спектр игр: они должны строить замки, развивая моторику и пространственное мышление, общаться со сверстниками, учась ладить и сотрудничать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать новое, не оставаясь пассивным наблюдателем. Кроме того, чтобы лучше сосредоточиться на обучении, малышу обязательно нужна физическая активность. Именно поэтому так важно ограничивать время, проведенное перед экранами.
Некоторые детки постоянно заняты — их день расписан родителями по минутам, им беспрестанно говорят, что делать дальше. Когда в выходной или на каникулах возникает пауза, малыши часто теряются, чувствуя себя очень неуютно — брошенными и беспомощными.
Сегодня мир предъявляет высокие требования к уровню образования, но нужно знать меру. Попробуйте оценить, не слишком ли насыщенное расписание у вашего ребенка? Может, его немного разгрузить, чтобы было больше свободного времени для восстановления сил и пополнения запасов творческой энергии?
Время, когда мы живем не по расписанию, — это возможность исследовать свой внутренний мир. В свободном поиске ребенок может разобраться с тем, что же ему по-настоящему важно и интересно. Когда мы пытаемся занять все его время, мы лишаем его возможности осознать собственные пристрастия. А ведь именно это делает жизнь интересной и осмысленной!
В детстве мы только учимся управлять свободным временем, находить ему правильное применение. Если малышу поначалу сложновато — помогите ему.
Простой и эффективный способ борьбы со скукой — копилка идей. Все, что вам потребуется, — коробка или банка, бумага для записи (можно сделать маленькие карточки из самоклеящихся блоков) и ручка. Обсуждайте и записывайте веселые, оригинальные, интересные идеи и складывайте их в вашу копилку.
Вот один из вариантов, совместного проведения досуга с ребенком, предложите ему из обычных картонных коробок соорудить дом, самолет, машину и т. д. ему будет необычайно интересно увидеть готовый результат и самое главное поучаствовать в его создании, вы развиваете фантазию, логическое мышление и способность ребенка самостоятельно вносить элементы проектирования.
Детям в любом возрасте, а особенно дошкольникам, в течение дня необходимо получать персональное внимание родителей. Без такой „дозаправки” малыши становятся невыносимыми: они ноют, вредничают и не отходят от вас ни на шаг.
Самое разумное и эффективное в этом случае — отвлечься от своих дел на 5-10 минут и побыть с ребенком, выслушать его, поиграть в парикмахерскую или разбойников, вместе слепить из пластилина несуществующее животное.
Скорее всего, получив заряд любви и внимания, ребенок сам найдет себе занятие. Если эти несколько минут не помогли и малыш продолжает требовать вашего участия в игре, возможно, ему просто нужно больше времени. Тогда можно попробовать вовлечь его в свои дела — ребенку наверняка понравится помогать печь пирог или раскладывать вещи по местам, каждый раз получая „боевое задание”.
Если это невозможно и вам необходимо поработать без „группы поддержки”, нужно заранее спланировать перерывы на общение с малышом. Тогда можно честно сказать: „Я смогу побыть с тобой через 10 минут, а пока посиди тихонечко рядом”.
Нередко детская скука таковой по сути не является, а является поведенческим ответом на слишком трудные задачи. Если ребенок говорит, что ему сложно, и просит помочь, нельзя отказывать. Очень важно с пониманием отнестись к этой просьбе, не обесценить старания малыша пренебрежительным „Ну что же ты так криво сделал!” или снисходительным „Не переживай, это для тебя еще трудно!”. Нужно помочь, даже если вам кажется, что ребенок пытается вами манипулировать. Запаситесь терпением, помогите разобраться, хвалите и поощряйте, но только честно, без лести и притворства.
Задачи на опережение — не самый эффективный способ развития мышления и умений. Помните старую житейскую мудрость: всему свое время. Если в процессе развития ребенок постоянно должен „бежать на всех парах”, преодолевать большие сложности, он может почувствовать себя неспособным и неумелым. Такие дети часто стараются избегать новых заданий и игр, боятся неудач и не уверены в своих силах. Помочь здесь может долгосрочный проект, разбитый на короткие и доступные этапы, например строительство игрушечного города из картона и пластилина. Поначалу задания могут быть совсем простыми, чтобы ребенок снова почувствовал себя победителем. Продвигаясь шаг за шагом, понемногу усложняя задачи, вы поможете малышу понять, какие интересные и сложные вещи он может создавать сам, как много он уже умеет и как вы гордитесь его успехами!
Кладовая интересных идей:
• Написать письмо в сказку;
• Закопать во дворе сокровище и нарисовать схему;
• Создать коллаж из картинок, фотографий, осенних листьев;
• Нарисовать фамильное дерево;
• Начать что – нибудь коллекционировать;
• Соорудить из подручных средств (бельевой веревки, стульев, простыни, корабль, машину и т. д. ;
• Придумать историю и нарисовать к ней картинки;
• Разрисовать маркерами старую футболку, шорты;
• Рисовать ногами, руками картинки;
• Рисовать на песке различные сюжеты;
• Из пластиковых стаканчиков сделать настольный театр;
• Из соленого теста слепить различных сказочных животных.
Стремление к развитию заложено в ребенке от природы. Он будет развиваться вопреки всему и несмотря ни на какие препятствия.
Задача родителей — не мешать и при необходимости поддержать этот естественный процесс.
Ну а если стало скучно, подарите крохе несколько минут своего внимания и любви, и вы увидите, каким творческим, ярким и изобретательным может быть ваш малыш!