МААМ-картинки

«Отгадай и докажи» (консультация для воспитателей и родителей)

Валентина Дудкина
«Отгадай и докажи» (консультация для воспитателей и родителей)
▼ Скачать + Заказать документы

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении формы, количества, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Загадки можно условно разделить на следующие группы:

Публикация «„Отгадай и докажи“ (консультация для воспитателей и родителей)» размещена в разделах

1) Загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны.

2) Загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длина, ширина, высота, толщина, объем.

3) Загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур.

4) Загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно- временной точки зрения.

Отбирая загадки для работы с детьми, нужно, прежде всего, исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности художественного образа и опыта работы ребенка.

Загадки следует располагать в определенной последовательности – от простых к более сложным, то есть от загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные, к таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорически).

Например:

Расту в земле на грядке я

Красная, длинная, сладкая

(морковь)

Два братца

Пошли на речку купаться

Один капается

Другой на берегу дожидается.

(ведра)

От загадок с положительным сравнением:

Горяча, как огонь,

Кругло, как шар.

(солнце)

Можно переходить к загадкам с отрицательным сравнением, например:

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть лап без копыт.

(жук)

Отгадывание загадок – это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ отгадки. Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка – это еще и логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мысленные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений:

Пример 1:

Три вершинки.

Три угла,

Три сторонки –

Вот и я!

(треугольник)

Ребенку нужно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на столе выложены три треугольника: красный большой, синий средний, и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький треугольник? Так про какой же треугольник эта загадка?» Делается вывод: отгадкой может быть любой треугольник – любого цвета, размера, формы (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.

Пример 2:

У него четыре лапки.

Лапки – цап – царапки

Пара чутких ушей

Он гроза всех мышей.

(кот)

«Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об отгадке?»

Ответ типа: «Отгадка – это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пару, чутких ушей» - считается правильным.

В этих случаях (примеры1, 2) ребенок приходит к индивидуально-дедуктивному заключению (любое, потому что у всех) на основе рассмотрения множества конкретных примеров (красный, синий, большой, маленький треугольник; серый, белый, маленький котенок). Так обобщение загадки становиться важным способом обоснование ответа. Можно использовать для доказательства и способ «ложных» отгадок (пример 3,4,5):

Пример 3:

Ножек четыре,

Шляпка одна

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(стол)

«Про что эта загадка? Почему? А может это про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одно шляпка?»

Так взрослый отстаивает «правильность» своего суждения, а когда дети соглашаются с ним, объясняет: «Оказывается эта загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.

Пример 4:

Горячо, как огонь.

Кругло, как шар.

(солнце)

Дети высказывают различные предложения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: показывает картинку с мячом. Некоторые дети сразу соглашаются со взрослым, другие выдерживают «проверку на авторитет». «Мяч не бывает горячим, как огонь. Это – солнышко», - такой аргумент убеждает всех детей.

Пример 5:

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки

(горох)

Используя неверные загадки (огурец, кабачок, воспитатель подводит детей к верному ответу.

Как показано в примерах 3, 4, 5, можно обратить внимание детей на необходимость доказательства, предложив им «ложные» отгадки, которые имеют неполную комбинация признаков. Дети должны заметить эти недостающие признаки, опровергнуть «ложную» отгадку и обосновать правильную.

Пример 6:

Не овал я и не круг.

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(квадрат)

В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Воспитатель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуру ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?» Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: отгадка – квадрат.

При разгадывании загадок с отрицанием (пример6, как правило, доказательство производится путем исключения перечисленных признаков или отгадок.

Публикации по теме:

Презентация «Первые шаги в математику» (cтаршая группа) 1. Обучить логическим операциям: анализ, синтез, сравнение, умению использовать частичное отрицание (не, классифицировать и упорядочивать.

Программа кружка «Юные Эйнштейны» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 79» Программа кружка «Юные Эйнштейны» для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Отгадай и докажи» (консультация для воспитателей и родителей)
Опубликовано: 27 января 2015 в 20:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Отгадай и докажи» (консультация для воспитателей и родителей)» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дудкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД