Валентина Дудкина
«Отгадай и докажи» (консультация для воспитателей и родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении формы, количества, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Загадки можно условно разделить на следующие группы:
Публикация «„Отгадай и докажи“ (консультация для воспитателей и родителей)» размещена в разделах
1) Загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны.
2) Загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длина, ширина, высота, толщина, объем.
3) Загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур.
4) Загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно- временной точки зрения.
Отбирая загадки для работы с детьми, нужно, прежде всего, исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности художественного образа и опыта работы ребенка.
Загадки следует располагать в определенной последовательности – от простых к более сложным, то есть от загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные, к таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорически).
Например:
Расту в земле на грядке я
Красная, длинная, сладкая
(морковь)
Два братца
Пошли на речку купаться
Один капается
Другой на берегу дожидается.
(ведра)
От загадок с положительным сравнением:
Горяча, как огонь,
Кругло, как шар.
(солнце)
Можно переходить к загадкам с отрицательным сравнением, например:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть лап без копыт.
(жук)
Отгадывание загадок – это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ отгадки. Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка – это еще и логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мысленные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений:
Пример 1:
Три вершинки.
Три угла,
Три сторонки –
Вот и я!
(треугольник)
Ребенку нужно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на столе выложены три треугольника: красный большой, синий средний, и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький треугольник? Так про какой же треугольник эта загадка?» Делается вывод: отгадкой может быть любой треугольник – любого цвета, размера, формы (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.
Пример 2:
У него четыре лапки.
Лапки – цап – царапки
Пара чутких ушей
Он гроза всех мышей.
(кот)
«Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об отгадке?»
Ответ типа: «Отгадка – это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пару, чутких ушей» - считается правильным.
В этих случаях (примеры1, 2) ребенок приходит к индивидуально-дедуктивному заключению (любое, потому что у всех) на основе рассмотрения множества конкретных примеров (красный, синий, большой, маленький треугольник; серый, белый, маленький котенок). Так обобщение загадки становиться важным способом обоснование ответа. Можно использовать для доказательства и способ «ложных» отгадок (пример 3,4,5):
Пример 3:
Ножек четыре,
Шляпка одна
Нужен, коль станет
Обедать семья.
(стол)
«Про что эта загадка? Почему? А может это про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одно шляпка?»
Так взрослый отстаивает «правильность» своего суждения, а когда дети соглашаются с ним, объясняет: «Оказывается эта загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.
Пример 4:
Горячо, как огонь.
Кругло, как шар.
(солнце)
Дети высказывают различные предложения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: показывает картинку с мячом. Некоторые дети сразу соглашаются со взрослым, другие выдерживают «проверку на авторитет». «Мяч не бывает горячим, как огонь. Это – солнышко», - такой аргумент убеждает всех детей.
Пример 5:
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки
(горох)
Используя неверные загадки (огурец, кабачок, воспитатель подводит детей к верному ответу.
Как показано в примерах 3, 4, 5, можно обратить внимание детей на необходимость доказательства, предложив им «ложные» отгадки, которые имеют неполную комбинация признаков. Дети должны заметить эти недостающие признаки, опровергнуть «ложную» отгадку и обосновать правильную.
Пример 6:
Не овал я и не круг.
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня…
(квадрат)
В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Воспитатель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуру ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?» Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: отгадка – квадрат.
При разгадывании загадок с отрицанием (пример6, как правило, доказательство производится путем исключения перечисленных признаков или отгадок.