Королева Мария Сергеевна
Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с пословицами и поговорками»
▼ Скачать + Заказать документы
Произношение поговорок и скороговорок полезно для всех детей и родителей. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко проговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем воспитатели можно активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Пример 1: Отчетливо произнести повторяющийся звуки "Ш","Щ" :
Шила в мешке не утаишь.
Ошибся, что ушибся.
Где щи - тут и нас ищи.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Знакомство с пословицами и поговорками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
Пример 2: Произнести понравившуюся скороговорку, а затем нарисовать то, о чем в ней говорится:
У осы не усы, не усищи, а усики.
Ехал Грека через реку.
После того, как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросить их прокомментировать свой рисунок. Задать им наводящие вопросы: "Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?". И. т. д.
Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи.
Считалка является малым жанром детского фольклора. И, благодаря особым способам ее рифмовки, частого использования в повседневной игровой деятельности, делают считалки незаменимыми для развития речи. Вот наглядный пример:
Выучить с детьми текст считалки:
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела -
Кто лапти найдет,
Тот водить пойдет.
После того, как дети запомнят считалку, предложить им ответить на вопросы:
Где ходила лиса?
Каким голосом она вопила?
Что такое лычки?
Что такое лапти?
Из какого материала лиса плела лапти?
Предложить детям нарисовать героев считалочки и ответить на вопросы:
Каким вы решили изобразить главного героя считалочки? Почему?
Что вас привлекает в этом герое?
Что вам не нравится?
Такие вопросы учат строить собственные описания, рассуждать. Младшим дошкольникам пока трудно рисовать животных, поэтому воспитатель может предложить им заранее заготовленные шаблоны, которые они сначала обводят, а потом раскрашивают.
Использование загадок в развитии речи младших дошкольников
Игра "Отгадай загадку"
Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, необходимо обращать его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ.
Например:
Красная девица сидит в темнице, коса на улицу
Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос "Что это?", а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос "Почему?" обычно отвечают: "Потому что красная". "Клубника тоже красная - значит, это тоже правильный ответ?" - воспитатель вносит сомнение в умы детей. И обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что "сидит в темнице" означает "растет в земле", тогда можно задать вопрос: "А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?". Для формирования у ребенка правильного ответа необходимо обратить внимание и на то, что в"в темнице сидит" именно "она", поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Ребенок усваивает: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратить внимание на то, что "она" растет на грядке. Может быть, автор загадки имел ввиду свеклу? Ведь она тоже красная". Пусть малыши порассуждают. Предложить свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно-бурая. Объяснить, что словосочетание "красная девица" имеет еще и другое значение: автор имел ввиду прежде всего не цвет, а красоту. Те же самые наводящие вопросы воспитатель может использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения. Младшим дошкольникам можно предложить следующие загадки:
***
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
***
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
***
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, нужно объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в совместной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.