Мария Абрамова
Консультация для родителей и педагогов «Система закаливающих мероприятий и схемы закаливающих процедур»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Система закаливающих мероприятий. Схемы закаливающих процедур»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
Абрамова Мария Алексеевна
Темочки:
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности, которое обуславливает необходимость систематического проведения закаливания в ДОУ — комплекса мероприятий, направленных на тренировку организма дошкольников с целью обеспечения способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды.
Закаливание – это тренировка организма человека путём воздействия на него природных факторов.
Реализация комплекса закаливания в детском саду :
гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие — снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
повышение общих показателей здоровья — интенсивности роста, готовности к физической и умственной активности;
улучшение эмоционального состояния за счет нормализации обмена веществ и снижения уровня тревожности.
Закаливающие процедуры в ДОУ – это целостная система мероприятий, в которую входят закаливание организма на ежедневной основе и специально организованные процедуры.
К специально организованным процедурам относятся воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, прогулки, физкультурные занятия на открытом воздухе.
Задача закаливания в ДОУ – воспитание физически здорового человека за счёт повышения иммунитета, способного без последствий для здоровья реагировать на определённые погодные условия.
При правильной организации закаливающих процедур следует придерживаться следующих правил:
Постепенность. Рекомендуется вводить процедуры закаливания в тёплое время года.
Последовательность. Для начала следует внедрить воздушные ванны, и только после переходить к водным и солнечным. Воздушные ванны стоит начать практиковать в помещении и по мере закаливания переносить на открытый воздух.
Систематичность. При постоянном закаливании реакция организма на внешние раздражители совершенствуется. Привыкание закладывается в течение долгого времени.
Когда закаливающие процедуры проходят от случая к случаю, организм дошкольника не успевает выработать устойчивость к воздействию прохладного воздуха, воды или солнца.
Эффект достигается только при регулярном закаливании.
Лучше всего закаливающие процедуры осуществлять вместе с двигательной активностью, гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и соблюдением режима.
Индивидуальность. У каждого ребёнка есть особенности, которые надо учитывать – его возраст, общее состояние здоровья, уровень закалённости.
Положительные эмоции. Закаливание должно быть в удовольствие, и если ребёнок плачет или недоволен процедурами, не следует его принуждать.
Нужно постараться создать благоприятную обстановку и привлечь к процедурам закаливания при помощи игровой деятельности, чтобы он получал удовольствие и чувствовал себя бодро и энергично.
Следует помнить, что процедуры закаливания противопоказаны, если: Не прошло пяти дней после перенесённой болезни или профилактической прививки; Не прошло двух недель после обострения хронического заболевания; У ребёнка повышенная температура; Ребёнок боится закаливания.
Самые распространённые виды закаливания детей в детском саду – водные и воздушные процедуры.
Водное закаливание включает в себя растирание влажным полотенцем, полоскание горла прохладной водой, принятие ванночки для ног.
Воздушное закаливание заключается в поддержании стабильной температуры воздуха в спальне и игровой (18-22°С) и относительной влажности воздуха (40-60 %, прогулках до -5°С, регулярном проветривании помещений во время прогулок, проведении гимнастики при открытом окне.
Существует и нетрадиционный способ – солевое закаливание под названием «Рижский метод закаливания». Метод заключается в том, что в течение нескольких минут ребёнок ходит по массажному коврику, накрытому пропитанной солевым раствором (10 %) салфеткой. Затем несколько минут ходит по сухой поверхности и вновь возвращается на массажный коврик.
Чередование придаёт контраст, а массажный коврик с солью закаляет стопы и является профилактикой плоскостопия.
В тёплую погоду эффективная процедура закаливания – солнечные ванны. Такое закаливание проводится каждый день в виде пятиминутного пребывания на солнце. Самое благоприятное время для принятия солнечных ванн – раннее утро (с 8 до 9) и вечер (с 15 до 16, так как в это время в спектре солнечного света большее количество ультрафиолетовых лучей, а не инфракрасных, которые обжигают.
Голову ребёнка следует покрывать головным убором, а также соблюдать питьевой режим.
Воздушные ванны способствуют активизации обменных процессов в организме, улучшению аппетита, нормализации сна.
Закаливающие процедуры на воздухе выполняются в теплое время года (с мая по сентябрь) : в ходе ежедневного приема дошкольников в группы, выполнения зарядки.
Закаливание солнцем это наиболее эффективный вид оздоровления детского организма в летнее время, при дозированном проведении способствующий активизации обмена веществ и выработке серотонина — гормона радости. Чтобы избежать недомоганий дошкольников, важно обеспечить соблюдение питьевого режима.
Распространенные водные комплексы закаливания в детском саду :
Обширное умывание — наиболее простой вид оздоровления, предусматривающий постепенное снижение температуры используемой воды (от +30 градусов до +16 градусов).
Обтирание — способ физиотерапевтического воздействия, реализуемый с использованием мокрых полотенец или полотняных салфеток.
Ножные ванны — обливание ступней прохладной водой с целью снижения уровня чувствительности к температурным показателям и профилактики простудных заболеваний. Проведение особо актуально в летнее время, на завершающем этапе дневной прогулки.
Полоскание горла кипяченой водой — эффективный способ закаливания носоглотки, который можно реализовать в игровой форме. Для выполнения упражнения «Кукушечка» детям дают по 0,3-0,5 стакана воды (начальная температура — +28 градусов, постепенно снижают до комнатной). Полоскание выполняется в группах, часто с музыкальным сопровождением.
Закаливание в группе подготовительного к школе дошкольного возраста:
Утренняя гимнастика;
Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;
Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин;
Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
Фитонциды (лук, чеснок);
Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00;
дневная 10.45 – 12.10;
вечерняя 17.45 – 18.30;
Оптимальный двигательный режим;
Сон без маек;
Дыхательная гимнастика;
Обширное умывание, ходьба босиком;
Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
Полоскание полости рта после полдника.
Закаливание в ДОУ – это регулярное использование природных факторов для повышения устойчивости детского организма к изменениям погодных условий. Занятия гимнастикой и закаливание не дают мгновенный эффект, эффект вырабатывается месяцами, и даже годами. Потому так важно соблюдать систематичность проводимых процедур.
Важно помнить, что поддерживать регулярность закаливания стоит и родителям, чтобы здоровый образ жизни прививался ребёнку на постоянной основе и вне детского сада. Приобщать к здоровому образу жизни и непрерывной физической активности. Необходимо вести просветительскую работу, разъясняя на родительских собраниях важность систематического укрепления здоровья детей и популяризации здорового образа жизни. Воспитатель выполняет комплекс оздоровительных процедур в группе согласно плану. Способствуют формированию положительного отношения детей к закаливанию. Контролирует соответствие одежды дошкольников температурным условиям в групповых помещениях, на улице. Основным показателем эффективности системы закаливания, реализуемой в детском саду, является снижение показателей заболеваемости, возрастание интереса воспитанников к различным видам физической активности и здоровому образу жизни.