Наталья Гордиенко
«Роль экспериментирования в развитии детей». Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать, по мнению как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность ребенка. Для этого необходимо.
1. Установить цель эксперимента.
2. Подобрать материалы, которые необходимо для проведения опыта.
3. Обсудить процесс.
4. Подвести итоги
5. Объяснить ребенку доступными словами почему?
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов очень эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определённый результат. Благодаря этому у ребёнка развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, стимулируемые педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их особая педагогическая ценность.
-у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
-происходит обогащение умственных умений ;
формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
-идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
-развивается речь так как ребенку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов различными действиями, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми Экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах. А также развивает самостоятельность у ребенка. Задает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира детьми сразу.
Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
Опыты - это как волшебство, которое открывает детское воображение. Когда они видят, как происходят удивительные вещи, это становится источником вдохновения для новых идей и творческих подходов.
Опыты помогают детям обращать внимание на детали и нюансы. Они учатся наблюдать за процессом, задавать вопросы и искать ответы, что способствует развитию навыков критического мышления.
Проведение опытов - это отличная возможность для родителей и детей работать вместе. Совместные усилия при создании чего-то удивительного укрепляют взаимоотношения и обогащают семейный опыт.
Когда дети видят результат своих экспериментов, это приносит радость и чувство удовлетворения. Они осознают, что их усилия могут привести к удивительным открытиям, что важно для формирования положительного отношения к изучению.