ЕЛЕНА ГОЛЯЙКИНА
Консультация для родителей и педагогов «Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
Как развивается речь ребенка младшего дошкольного возраста, то есть речь ребенка четвертого года жизни?
Почти все исследователи подчеркивают, что в этом возрасте происходит «номинационный взрыв», ребенок стремительно накапливает словарь. К концу четвертого года жизни в словаре нормально развивающегося ребенка уже около полутора тысяч слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Малыш еще допускает грамматические ошибки: деревы вместо деревья, пени вместо пни, лошадий вместо лошадиный, солдатов вместо солдат и т. п.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
По данным многих исследователей, именно в этом возрасте ребенок овладевает навыками словообразования и создает новые слова. Например, придумывает антонимы к глаголам: приделать — отделать, приставить — отставить, образовывает прилагательные с суффиксом -н-, например самолетный сон (сон про самолеты) и т. п.
В речи ребенка четвертого года жизни представлены простые распространенные предложения («У рыбок есть хвост, глаза и рот. У меня машина новая, а у Мити нет») и сложные предложения различной конструкции («Когда кончится дождик, мы пойдем гулять. Я знаю, что мы поедем к бабушке на такси»). Ребенок задает много вопросов («Почему холод собачий? Что такое битва? Зачем собаке хвост? Зачем улитки рожки?Почему у слона такой хобот?»).
Малыш все чаще выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.
Ребенок осваивает йотированные звуки (еду, ёлка, яма, юг). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков. Правда, у большинства детей появляется звук [л'] (лейка, ляля). Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т'] или [с'], [р] на [|], [л'] или опускается и т. п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] и хорошо различает их в свободной речевой и игровой деятельности. Развивается фонематиче-ское восприятие. Малыш осознает несовершенство собственной речи и слышит ошибки в произношении окружающих («Коля говорит сыска, а не шишка. Надо говорить лимон, а не имон»,
В словаре ребенка среднего дошкольного возраста около двух тысяч слов. Ребенок овладевает сложными предлогами («Я достал мяч из-под стола. Катя вышла из-за кустов»). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.
Есть такие союзы, как ведь, хотя, чем, все-таки («Вода жидкая, она ведь течет. Я не упал, хотя и катался один. У самосвала колеса больше, чем у такси. И все-таки Мурка стащила котлету»).
У ребенка пятого года жизни в речи значительно сокращается количество грамматических ошибок, но отдельные ошибки все-таки отмечаются. Например, малыш пытается склонять несклоняемые существительные («Его увидела кенгура», допускает ошибки при склонении существительных («Увидел орела. Собрали много кукурузов», В речи ребенка пятого года жизни представлены простые распространенные предложения даже с противопоставлением («Я хотела рассказать тебе сказку, а она длинная», сложноподчиненные предложения с придаточным предложением в середине («Я, только когда зима, хочу теплой воды», сложноподчиненные предложения с союзным словом который («На котором стуле я сидел, подвинь к своему столу»).
Ребенок задает много вопросов («Если бы наш дом не стоял на горе, он, что ли, был бы кривой? Когда в водопроводе вода кончится, из речки, что ли, будем брать воду? Почему цветы называются колокольчики?»). У ребенка совершенствуются навыки словообразования. Отмечены формы сравнительной степени прилагательных («Эта корзина больше. Та лужа глубже»).
Ребенком пятого года жизни используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь, он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, задает взрослым много вопросов. Малыш может пересказать хорошо знакомую сказку или только что прочитанный небольшой рассказ, не испытывает затруднений при составлении описательного рассказа об игрушке, предмете по предложенному взрослым плану или алгоритму, может составить рассказ из трех-четырех предложений по серии картинок. Ребенок с удовольствием выразительно рассказывает полюбившиеся стихи. Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке малыша к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и только тогда начинайте занятия с малышом. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания букв, пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв. Автор может порекомендовать вам свой комплект для обучения дошкольников грамоте, которым уже на протяжении пятнадцати лет пользуются специалисты, работающие с дошкольниками. Это книга «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» (Нищева Н. В.) — пособия, в которых подробно изложена методика обучению грамоте детей дошкольного возраста, а также рабочие тетради и прописи для дошкольников.
Вы учите своего пятилетнего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова спасибо и пожалуйста.
Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов. Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.
На пятом году совершенствуется произносительная сторона речи ребенка. Дошкольник осваивает подгруппу свистящих звуков и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, сонорных звуков. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([ш] на [с], а [з] на [ж], а звуки [р], [р'], [л] могут заменяться на [л'] или опускаться. Звуки [ч] и [щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро', может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.
В словаре ребенка шестого года жизни — от двух с половиной до трех тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления причастий и деепричастий. При этом часто допускаются ошибки. («Один заяц нарисован сидя, а другой бежа. Эта елка еще не зажгина, не зажгёна. Я увидел много двигущихся машин»).
В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки все еще встречаются («Мы собрали много семенов. Это место для разводения огня. Вьюга стала еще буйней. У сосны с каждой стороны по три сучку»). Допускаются ошибки в словообразовании глаголов («Я как метану мяч! Лягушки с кочки на кочку перескачивают»).
В речи все больше сложноподчиненных предложений («Я хочу, чтобы у меня был котенок. Кто лучше всех рисует, тот вырастет художником. Знаешь, отчего в водопроводе вода холодная?»).
Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.
В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки, как правило, произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [ч] и [щ].
Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносит слова шуба, мышка, жук, кожа, чайник, щётка и т. п., не путает звуки [с]—[ш] и [з]—[ж] в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов: миска — Мишка, маска — Машка, каска — кашка, соска — шашка, пасу — пишу, коза — кожа, роза — рожа, лизать — лежать, чашка — тяпка, щетка — сетка.
Многие дети осваивают звук [л]. И только звуки [р] и [р'] заменяются на [л] и [л'], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук. Например, на ваше предложение подобрать слова, которые начинаются со звука [ш], ребенок легко называет четыре-пять слов.
В активном словаре ребенка седьмого года жизни — более четырех тысяч слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия. При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки («Я рвал недораспущенные цветы. Яйцо было золотой краской выкрасено. Я увидел это во сне, спя»).
На уровне устной речи ребенок овладел грамматическим строем родного языка и практически не допускает грамматических ошибок. Отмечены отдельные ошибки при употреблении несклоняемых существительных («Там летало много колибрей», встречаются ошибки в окончании существительных среднего рода («Я там видел такого чудовища»). Все еще встречаются случаи, когда беглый гласный сохраняется в форме родительного падежа («Дай мне лёду. У дятела сильный клюв»).
Ребенок шестого года жизни овладел развернутой фразовой речью. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Он сам может составить план рассказа или пересказа текста. Он может выразительно рассказать несколько стихотворений. Предложите ребенку послушать, а потом выучить с вашей помощью несколько стихотворений. Покажите, как следует выразительно читать стихи.
Зимнее утро
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
А. Плещеев
К шести годам процесс фонемообразования заканчивается, и ребенок, если его речевое развитие соответствует возрастной норме, правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих. Проверьте состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.
Сова, коса, пёс. На суку сова. Под скамейкой собака.
Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.
Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.
Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.
Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.
Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.
Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.
Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.
Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.
Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.
Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.
Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.
Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.