Получи документы

Консультация для родителей «Характеристика жизнедеятельности ребенка четвертого года жизни»

Юлия Зозина
Консультация для родителей «Характеристика жизнедеятельности ребенка четвертого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

У малыша продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Накапливание массы тела идет одновременно с увеличением роста: в течение года масса его тела увеличивается на 1,5—2 кг, рост — на 5—7 см. К 4 годам масса тела его достигает примерно 16,5 кг, рост 102 см, окружность грудной клетки — 53 см.

В сравнении с предыдущими годами меняется работа сердца. Частота сокращений заметно падает до 90—120 ударов. При этом сокращения становятся все более равномерными, ритмичными. Меняются также глубина, частота и ритм дыхания. Трехлетний ребенок делает 28 дыхательных движений в минуту, при этом объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (в сравнении с годовалым малышом) к четырем годам увеличивается в 1,5 раза. Вместе с тем его дыхание остается еще поверхностным, неровным и довольно частым.

Темочки:

Данные возрастной физиологии говорят о быстром и усиленном процессе

обмена веществ, который совершается в организме трехлетнего ребенка. К трем годам мозг увеличивается настолько же, насколько он вырастет за последующие 14 лет.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что повышается активность ребенка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и координированными становятся движения. В разных видах деятельности — в конструировании, самообслуживании, игре, рисовании, а также в повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может «теряться», малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. В среднем за время пребывания в дошкольном учреждении объем двигательной активности составляет в этот возрастной период 10—14 тыс. условных шагов, продолжительность — 240—250 мин (более 4 ч, интенсивность — до 40—55 движений в минуту.

С трех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими, потому что наряду с имеющимся предметным сознанием появляется второй его вид — самосознание ( самопознание: рефлексия и самооценка результата деятельности и себя как субъекта).

Особую роль в развитии самосознания выполняют продуктивные виды деятельности, особенно конструирование, самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Каждый из компонентов воспринимается малышом, а затем и выполняется осмысленно, если он представлен предметом, доступным наглядно-действенному и наглядно-образному познанию.

Результат деятельности ребенка — это самооценка им полученного продукта на основе рефлексии (самоанализа). Неудовлетворенность продуктом побуждает малыша искать причины неудачи при выполнении каждого из компонентов. Анализ причин и следствий активизирует работу его предметного сознания. Но успех всецело зависит от терпения взрослого.

У ребенка повышается восприимчивость к художественным произведениям, некоторым элементам художественной формы — ритму, рифме. Он различает поэтический и прозаический тексты, у него растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.

Воспитанник четвертого года жизни проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку.

Резко возрастает любознательность ребенка. Особенно велик его интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими. Во время выполнения разных видов самообслуживания, конструирования, лепки дети активно познают предметный мир опытно-экспериментальным путем.

Несмотря на растущую самостоятельность ребенка, роль взрослого в его жизни очень велика. Основные побуждения к общению с взрослыми у него начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем.

Преобладающей формой мышления младшего дошкольника становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (игрушки, одежда, посуда, мебель).

Малыш ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Это дает возможность испытать ему чувство защищенности, помогает ощутить свою значимость, адаптироваться к новым условиям (особенно тому, кто недавно пришел в детский сад из семьи).

У ребенка данного возраста во многом сохраняется ситуативно-деловая форма общения. Он воспринимает взрослого как партнера по игре и выделяет, прежде всего, его деловые качества. Постепенно к четырем годам у ребенка складывается новая форма общения — внеситуативно-познавательная деятельность, в которой ведущее место занимают познавательные мотивы.

Основным средством взаимодействия с взрослыми становится речь на основе наглядного материала. Значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях, в возможности составить на основе образца взрослого описательный и повествовательный рассказы. У него появляется тяга к словотворчеству, игре со словом, что помогает ему успешно овладевать родной речью. Изменяются к концу учебного года вопросы малыша, содержание его разговора. К концу года у ребенка все более явно проявляется потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками.

Воспитанник младшей группы, особенно в начале учебного года, еще не умеет жить в «детском обществе». Главная причина конфликтов в том, что ребенок всегда устремлен к предмету, заинтересован в нем, а его замечает только тогда, когда видит действия с ним в руках другого (А. Д. Кошелева, Л. В. Пименова). Предупреждая конфликты, необходимо убедить малыша, что каждому достанется то, что ему нужно. Когда ожидания сбываются, ребенок радостно хлопает в ладоши, топает ножками. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика.

В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. Поэтому необходимо побуждать их к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2—3 ребенка, разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать по- мощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его по имени, отвечать на его вопрос.

Развиваются все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театральные, дидактические, подвижные и музыкальные. В каждой из этих видов игр ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения. У него обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Малыш хочет быть хорошим. Он все время через систему так называемых «жалоб» корректирует свое поведение (В. Горбачева).

Важно подчеркнуть, что для младшего дошкольника значимо не слово взрослого, а его мимика. Поэтому расположение многих игр по кругу позволяет ребенку наблюдать за выражением лица воспитателя.

Трехлетний воспитанник не замечает порядка так же, как и беспорядка. В порядке он не видит скрытой красоты и удобства. Значит, помощь и доброжелательное напоминание поддерживать порядок, а также фиксация внимания на достигнутом результате сделают постепенно свое дело — ребенок будет стремиться поддерживать порядок.

Малыш очень нуждается в ощущении защищенности. Он остро переживает расставание с мамой. Эти трудности легче пережить, если ежедневно внушать ребенку мысль, что его сегодня очень ждут в детском саду, хотят с ним поиграть, поговорить. Именно ожидание чуда и становится главным мотивом собственного решения малыша прийти в детский сад.

Если ребенок радостно, с удовольствием, проживает день, он не болеет, стабильно весь год посещает детский сад, успешно овладевает программой воспитания.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка»Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка» : Развитие ребенка посредством художественного и декоративно- прикладного искусства это важнейшая составляющая в формирование личности ребенка.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка» Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширить представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой,.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Лето в самом разгаре, и многие люди находятся в отпусках. И большинство оставляет своих детей дома, не водя в садик. (И это правильно –.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка»Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей. Самое главное он укрепляет здоровье ребенка. Вместе с тем.

Консультация для родителей «Рисование в жизни ребенка»Консультация для родителей «Рисование в жизни ребенка» Рисование - это художественная деятельность, которой ребенок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный.

Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка»Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка» Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Характеристика жизнедеятельности ребенка четвертого года жизни»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 14:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Характеристика жизнедеятельности ребенка четвертого года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зозина (УИ 1474789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД