нина сивак
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Начало школьного обучения- закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу. И от того насколько успешным будет начало школьного обучения зависит его дальнейшая учеба. Что это значит- готовность ребенка к школе?
Темочки:
Главное – это сформировать в ребёнке психологическую готовность к обучению, интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, раскрепощенным, активным. Но все эти качества необходимо в нем развить.
Понятие «готовность к обучению в школе» включает в себя три аспекта:
1. Физиологическая готовность.
2. Психологическая готовность.
3. Специальная готовность.
Физиологическая готовность – это физическое развитие ребенка, его общее физическое состояние, развитие общей и мелкой моторики. Общая моторика — это умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, т. е. умение управлять своим телом в движении. Мелкая моторика – это развитие гибкости пальцев рук и развитие кисти рук.
Хорошо развиваются кисти рук при занятиях рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением различных поделок, владением ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Хорошо помогает и пальчиковая гимнастика. Или такой вид работы, как шнуровка, вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц. Важная роль отводится и штриховке. Штриховка – это один из видов письма, а также важный элемент развития мелкой моторики кисти рук.
Второй аспект подготовки к школе – это психологическая готовность :
Социальная готовность. Принятие позиции школьника, умение общаться, позитивно относиться к обучению в школе. Для того, чтобы учитель смог начать работать с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с учителем, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Нежелание учиться чаще бывает в таких случаях:
- в дошкольном детстве ребенок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на отказ от усилия. Другими словами, родители все делают за него.
- у ребенка дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»)
- либо школу рисуют в радужных тонах. Столкновение с реальностью школьной жизни может вызвать сильное разочарование.
Интеллектуальная готовность – она включает :
- развитие речи. Ребенок должен осмысленно говорить, любить книгу, с помощью которой обогащать свой словарь.
- любознательность и наблюдательность
- развитую сенсорику – это знание детьми цвета, формы, величины, пространственных отношений.
- развитую память, внимание, мышление.
Эмоционально – волевая готовность – это самоконтроль, умение и стремление преодолевать трудности и умение содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности.
Школьное обучение – непрерывный процесс общения. Важно научить ребенка общаться и сформировать у него такие навыки:
- умение усушать и слышать своего товарища. Очень часто дети, разговаривая кричат, перебивают друг друга. Говори тогда, когда собеседник закончил свою мысль.
-пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей. Это важная проблема современного общения.
А взрослые в свою очередь должны чаще использовать поощрения для своего ребенка, радоваться успехам.
Третий аспект подготовки к школе – это специальная готовность, а именно – это умение читать, считать, знать буквы алфавита. Но для начала нужно научить ребенка правильно держать карандаш, ручку и обращать особое внимание на правильную посадку во время письма. Ребенок должен знать печатные буквы и писать ими. Это требование к 7 – летнему ребенку. Очень хорошо, если он еще и будет читать.
1 Сентября – это цветы, улыбки, поздравления, радостное волнение, а потом наступают школьные будни : радости и неудачи, познание нового и горечь обид. Необходимо время, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками и приспособились к новым условиям в школе. Этот период зависит вплотную от состояния здоровья ребенка, от уровня стартовой готовности к школьному обучению.