Галина Васильевна Рубан
Консультация для родителей «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Готовность к школе"
Многие родители считают, что чем больше знаний приобретает ребёнок до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования показали, что жестокой зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет. Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу 1 класса демонстрируют совершенно разные успехи. В чём причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень готовности к школе. Чем выше готовность ребёнка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения.
Публикация «Консультация для родителей „Готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Готовность ребёнка к обучению бывает физическая и психологическая.
Физическая готовность – это состояние здоровья. Чем здоровее ребёнок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье. Если у вашего ребёнка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, имеет врождённую предрасположенность к каким – либо тяжёлым заболеваниям, отстаёт в физическом развитии от своих сверстников, перенёс серьёзные травмы (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то всё это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а потом и в жизни. Поэтому укрепление здоровья – это первое необходимое условие его успеха. Закаливание, профилактика простудных заболеваний, соблюдение режима дня (включая дневной сон, правильное питание – один из этих условий, которые позволят сохранить и укрепить здоровье ребёнка.
Психологическая готовность – это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребёнка к школе. Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную.
Личностная готовность – проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и с взрослыми, в способности принять свой новый статус школьника. С приходом в школу ребёнок попадает в новую среду, где много незнакомых детей и взрослы. Возрастают требования к деловому общению. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок знакомиться, на какие темы он общается, умеет ли он общаться с взрослыми. Ещё в домашней обстановке с ребёнком можно проиграть, распределив роли, ситуации знакомства с новыми людьми, предложения поиграть, этические нормы поведения (приветствие, прощание, благодарность и др.)
Трудности общения, которые появляются у ребёнка в школе, нередко провоцируют сами родители: не разрешают ребёнку дружить с теми, кто им не нравится (а ведь в жизни ребёнку придётся общаться с совершенно разными людьми и нет гарантии, что будет возможность у родителей оградить от неблагополучного общения, не поощряют коллективные игры, оберегают от контактов с незнакомыми сверстниками и т. п. Хотя куда было бы важнее вместе с ребёнком обсудить, как общаться с тем или иным человеком, научить договариваться, учитывать желания друг друга, уступать, делиться не только игрушками, но и своими замыслами, сопереживать, радоваться успехам других – всё это поможет ребёнку общаться, налаживать контакты с окружающими. Развитие коммуникативных умений наиболее эффективно может проходить и совершенствоваться в сюжетно – ролевых играх с определёнными правилами («можно-нельзя», «хорошо – плохо») и т. п. Игры по правилам не только помогают сформировать определённые коммуникативные навыки, но и развивают умение планировать свою деятельность, координировать её с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди своих сверстников, формируют определённое отношение к себе, своим действиям и поступкам. Важно помнить, что в 6-7лет ребёнок только учиться различать своё эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, к своим ощущениям, учиться оценивать себя. Однако решающее значение в формировании самооценки ребёнка имеет оценка взрослых. От её адекватности очень много зависит. Нельзя оценивать личность ребёнка в целом, как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т. д. Например, слова «ты плохой, неряха» тактически не верны, лучше сказать «ты ведёшь себя плохо», а ещё лучше – «ты очень огорчил меня тем, что…». Представим себе, что в процессе подготовки к школе ребёнку постоянно дают понять, что он неудачник, «неумеха». Рано или поздно он станет таким. Старайтесь также не сравнивать малыша ни с какими другими детьми, ни с его приятелями или родственниками. Сравнивать ребёнка можно только с самим собой, его поступки, достижения.
Но особо важно сформировать положительное отношение к школе, к учёбе, к познанию нового. Родительские наставления типа: «Вот пойдёшь в школу, учительница тебя за такое поведение будет наказывать!», «Будешь получать двойки!». «С таким, как ты ребята не захотят дружить» - вряд ли сформируют положительное отношение к школе. Более того, зачастую родительское «программирование» сбывается, и ребёнок на самом деле становится не успешным в школе. Не стоит также настраивать ребёнка только на успехи в школе: «Ты у нас умный, тебе нечего будет делать в 1 классе». Проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребёнка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учёбе. Всё это не только нарушит процесс адаптации ребёнка в школе, но и приведёт к срыву – школьному неврозу. Ещё раз хочется подчеркнуть, что развитие личностной готовности в основном зависит от взрослых. Если родители выражают неподдельный интерес к тому, что интересует малыша, готовы отвечать на его бесконечные вопросы, поддерживают природное любопытство, то у ребёнка формируется представление, что интеллектуальная деятельность хоть и трудна, но приносит радость и удовлетворение. При этом развивается полноценная учебная мотивация, желание учиться, а это является залогом успеха.
К сожалению, обучение ребёнка чтению и письму до школы приводит к тому, что учителю начальных классов приходится переучивать ребёнка в ходе обучения грамоте. Поскольку даже самый любящий родитель, не владея методикой обучения, может сформировать те или иные навыки неверно. Не стоит насильно, без желания обучать ребёнка чтению. Гораздо важнее развивать у ребёнка речь. Умение логично формулировать сою мысль, грамотно задавать вопросы, иметь большой запас слов (для данного возраста нормой является 2000 слов) – это залог успеха при обучении ребёнка чтению в будущем. Обсуждайте с ребёнком происходящие события в его жизни, увиденные фильмы, спрашивайте чаще его мнения по тому или иному вопросу (даже в решении семейных, бытовых проблем) и не забывайте выражать своего, играйте в ролевые игры, придумывайте вместе рассказы, сказки, терпеливо объясняйте непонятные слова, читайте ребёнку, особенно на ночь – информация, полученная человеком перед сном уходит в долговременную память. Кстати о памяти. Постарайтесь в занятиях с ребёнком использовать задания и упражнения на развитие зрительной памяти, которая поможет ребёнку в будущем запомнить образы написания слов, развитии скорости чтения и в формировании орфографически – грамотного письма. Очень важно при формировании положительной мотивации к чтению, сами читайте вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьёт ему вкус к чтению и будет способствовать развитию познавательной активности.
Лепка, игры в конструктор, рисование цветными карандашами (а не фломастерами, складывание из бумаги – всё это поможет в развитии мелкой моторики рук, что впоследствии позволит сформировать навык каллиграфического письма.
Интеллектуальная готовность- определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и зрительно – моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умением себя организовать, действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого, работать, ориентируясь на образец и т. п., кругозором ребёнка.
Ребёнок стремится познать, как устроены окружающие его предметы, поэтому не ругайте его, если в порыве любознательности он разберёт часы до винтика; не запрещайте дочери раскатать тесто или помочь вам во время стирки. Знакомство со строением, свойствами новых предметов – эта та экспериментальная деятельность, без которой невозможно познать мир. Постоянная родительская заинтересованность, сопровождение взрослыми познавательной активности своего ребёнка позволит избежать как несчастных случаев, так и лишних поломок бытовых приборов.
Многолетняя практика показывает: если ребёнок пришёл в школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть и запас знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребёнок с большей долей вероятности будет учиться успешно. Родители порой из большой любви к своему чаду стараются научить чему-то необыкновенному: считать большие числа, читать наизусть «взрослые» стихотворения, знать названия динозавров и т. п. Каково же бывает недоумение, а потом и разочарование ребёнка, когда в школе все эти знания оказываются невостребованными.