МААМ-картинки

Консультация для родителей «Готовность к школе»

Галина Васильевна Рубан
Консультация для родителей «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей "Готовность к школе"

Многие родители считают, что чем больше знаний приобретает ребёнок до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования показали, что жестокой зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет. Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу 1 класса демонстрируют совершенно разные успехи. В чём причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень готовности к школе. Чем выше готовность ребёнка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения.

Темочки:

Готовность ребёнка к обучению бывает физическая и психологическая.

Физическая готовность – это состояние здоровья. Чем здоровее ребёнок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье. Если у вашего ребёнка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, имеет врождённую предрасположенность к каким – либо тяжёлым заболеваниям, отстаёт в физическом развитии от своих сверстников, перенёс серьёзные травмы (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то всё это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а потом и в жизни. Поэтому укрепление здоровья – это первое необходимое условие его успеха. Закаливание, профилактика простудных заболеваний, соблюдение режима дня (включая дневной сон, правильное питание – один из этих условий, которые позволят сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

Психологическая готовность – это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребёнка к школе. Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную.

Личностная готовность – проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и с взрослыми, в способности принять свой новый статус школьника. С приходом в школу ребёнок попадает в новую среду, где много незнакомых детей и взрослы. Возрастают требования к деловому общению. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок знакомиться, на какие темы он общается, умеет ли он общаться с взрослыми. Ещё в домашней обстановке с ребёнком можно проиграть, распределив роли, ситуации знакомства с новыми людьми, предложения поиграть, этические нормы поведения (приветствие, прощание, благодарность и др.)

Трудности общения, которые появляются у ребёнка в школе, нередко провоцируют сами родители: не разрешают ребёнку дружить с теми, кто им не нравится (а ведь в жизни ребёнку придётся общаться с совершенно разными людьми и нет гарантии, что будет возможность у родителей оградить от неблагополучного общения, не поощряют коллективные игры, оберегают от контактов с незнакомыми сверстниками и т. п. Хотя куда было бы важнее вместе с ребёнком обсудить, как общаться с тем или иным человеком, научить договариваться, учитывать желания друг друга, уступать, делиться не только игрушками, но и своими замыслами, сопереживать, радоваться успехам других – всё это поможет ребёнку общаться, налаживать контакты с окружающими. Развитие коммуникативных умений наиболее эффективно может проходить и совершенствоваться в сюжетно – ролевых играх с определёнными правилами («можно-нельзя», «хорошо – плохо») и т. п. Игры по правилам не только помогают сформировать определённые коммуникативные навыки, но и развивают умение планировать свою деятельность, координировать её с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди своих сверстников, формируют определённое отношение к себе, своим действиям и поступкам. Важно помнить, что в 6-7лет ребёнок только учиться различать своё эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, к своим ощущениям, учиться оценивать себя. Однако решающее значение в формировании самооценки ребёнка имеет оценка взрослых. От её адекватности очень много зависит. Нельзя оценивать личность ребёнка в целом, как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т. д. Например, слова «ты плохой, неряха» тактически не верны, лучше сказать «ты ведёшь себя плохо», а ещё лучше – «ты очень огорчил меня тем, что…». Представим себе, что в процессе подготовки к школе ребёнку постоянно дают понять, что он неудачник, «неумеха». Рано или поздно он станет таким. Старайтесь также не сравнивать малыша ни с какими другими детьми, ни с его приятелями или родственниками. Сравнивать ребёнка можно только с самим собой, его поступки, достижения.

Но особо важно сформировать положительное отношение к школе, к учёбе, к познанию нового. Родительские наставления типа: «Вот пойдёшь в школу, учительница тебя за такое поведение будет наказывать!», «Будешь получать двойки!». «С таким, как ты ребята не захотят дружить» - вряд ли сформируют положительное отношение к школе. Более того, зачастую родительское «программирование» сбывается, и ребёнок на самом деле становится не успешным в школе. Не стоит также настраивать ребёнка только на успехи в школе: «Ты у нас умный, тебе нечего будет делать в 1 классе». Проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребёнка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учёбе. Всё это не только нарушит процесс адаптации ребёнка в школе, но и приведёт к срыву – школьному неврозу. Ещё раз хочется подчеркнуть, что развитие личностной готовности в основном зависит от взрослых. Если родители выражают неподдельный интерес к тому, что интересует малыша, готовы отвечать на его бесконечные вопросы, поддерживают природное любопытство, то у ребёнка формируется представление, что интеллектуальная деятельность хоть и трудна, но приносит радость и удовлетворение. При этом развивается полноценная учебная мотивация, желание учиться, а это является залогом успеха.

К сожалению, обучение ребёнка чтению и письму до школы приводит к тому, что учителю начальных классов приходится переучивать ребёнка в ходе обучения грамоте. Поскольку даже самый любящий родитель, не владея методикой обучения, может сформировать те или иные навыки неверно. Не стоит насильно, без желания обучать ребёнка чтению. Гораздо важнее развивать у ребёнка речь. Умение логично формулировать сою мысль, грамотно задавать вопросы, иметь большой запас слов (для данного возраста нормой является 2000 слов) – это залог успеха при обучении ребёнка чтению в будущем. Обсуждайте с ребёнком происходящие события в его жизни, увиденные фильмы, спрашивайте чаще его мнения по тому или иному вопросу (даже в решении семейных, бытовых проблем) и не забывайте выражать своего, играйте в ролевые игры, придумывайте вместе рассказы, сказки, терпеливо объясняйте непонятные слова, читайте ребёнку, особенно на ночь – информация, полученная человеком перед сном уходит в долговременную память. Кстати о памяти. Постарайтесь в занятиях с ребёнком использовать задания и упражнения на развитие зрительной памяти, которая поможет ребёнку в будущем запомнить образы написания слов, развитии скорости чтения и в формировании орфографически – грамотного письма. Очень важно при формировании положительной мотивации к чтению, сами читайте вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьёт ему вкус к чтению и будет способствовать развитию познавательной активности.

Лепка, игры в конструктор, рисование цветными карандашами (а не фломастерами, складывание из бумаги – всё это поможет в развитии мелкой моторики рук, что впоследствии позволит сформировать навык каллиграфического письма.

Интеллектуальная готовность- определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и зрительно – моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умением себя организовать, действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого, работать, ориентируясь на образец и т. п., кругозором ребёнка.

Ребёнок стремится познать, как устроены окружающие его предметы, поэтому не ругайте его, если в порыве любознательности он разберёт часы до винтика; не запрещайте дочери раскатать тесто или помочь вам во время стирки. Знакомство со строением, свойствами новых предметов – эта та экспериментальная деятельность, без которой невозможно познать мир. Постоянная родительская заинтересованность, сопровождение взрослыми познавательной активности своего ребёнка позволит избежать как несчастных случаев, так и лишних поломок бытовых приборов.

Многолетняя практика показывает: если ребёнок пришёл в школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть и запас знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребёнок с большей долей вероятности будет учиться успешно. Родители порой из большой любви к своему чаду стараются научить чему-то необыкновенному: считать большие числа, читать наизусть «взрослые» стихотворения, знать названия динозавров и т. п. Каково же бывает недоумение, а потом и разочарование ребёнка, когда в школе все эти знания оказываются невостребованными.

Публикации по теме:

Консультация «Готовность детей к школе» Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что значат слова «готов ли ребёнок к школе?» Сегодня мы поговорим о некоторых.

Консультация для родителей «Готовность детей к школе» Консультация для родителей ТЕМА: «Готовность к школе» Из цикла «Беседы о воспитании личности ребенка» Составила: воспитатель ГБДОУ ЦРР.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое психологическая готовность ребенка.

Консультация для родителей «Как определить готовность ребёнка к школе?» 1. Социально-психологическая готовность к школе: Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет.

Консультация для родителей «Мотивационная готовность детей 6–7 лет к обучению в школе» Как известно, готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать, писать и считать. Обычно измеряют так называемую психологическую.

Консультация для родителей «Социально-личностная готовность ребенка к школе»Консультация для родителей «Социально-личностная готовность ребенка к школе» Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка представляют важные факторы для развития высшей нервной деятельности. В атмосфере недовольства,.

Консультация для родителей «Нравственно-психологическая готовность ребенка к школе» Консультация для родителей «Нравственно –психологическая готовность ребенка к школе» Подготовительная группа…Впереди школа…. Многие родители.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Как сложится новая жизнь ребенка, во многом зависит от того насколько он подготовился.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» На момент поступления в школу ребёнок может (умеет): 1)правильно произносить все звуки родного языка; 2)уметь выделить: - ударный гласный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Готовность к школе»
Опубликовано: 8 марта 2016 в 20:14
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Готовность к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Васильевна Рубан (УИ 414042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД