Наталья Новоселова
Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе. Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем.
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли Ваш ребенок к школе“» размещена в разделах
Второй момент, наиболее хорошо известный всем, — это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т. п.). Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими детьми, людьми, в частности взрослыми, педагогами, учителями.
Готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности. Младшие дети, наблюдая за ходом и результатами учебной деятельности старших, обычно имеют высокую мотивационную готовность. Чуточку завистливое отношение к привилегиям старших братьев и сестер, уже посещающих школу, развивает у младших стремление поскорее приобщиться к школьной жизни. Им нравятся учебные принадлежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям этих «счастливчиков». А право присутствовать при таком «священнодействии», как выполнение домашних заданий, завоевывается ими лишь идеальной дисциплиной и послушанием.
Желание учиться
Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. A если бы не мама, я бы в школу и не ходил».
Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвё ртый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь».
A теперь спросите своего ребё нка: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?»
Развитие речи
Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Просите ребёнка пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма. Самый эффективный способ, – чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса е день. Задавайте вопросы о прочитанном, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте ребёнка, как прошёл его день, что интересное он видел.
Навыки общения
Умение слушать собеседника не перебивая его;
Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
Пользоваться словами, характерными для вежливого общения.
Часто родители жалуются на то, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону. Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.
Например: «Мама звонит дочке», «Внучка поздравляет деда», «Узнать, какой фильм идет в кинотеатре», «Вызвать врача к заболевшему брату» - эти и другие ситуации, разыгранные вместе с ребенком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.
Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.
Фонематический слух
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду) :
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Загадайте загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? A если слог «ЛЮ»? Если ребёнок слышит и называет «лишние слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё е порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями.
Словесно-логическое мышление
Попросите ребё нка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу, зимой без одежды, то.», «Прошёл дождь, поэтому.», «У Саши сегодня отличное настроение, потому что.»
B игре «Четвёртый лишний» ребенку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, окно, диван.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например «день – ночь, лето –. (зима)»; «часы - время, градусник –. (температура)»
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально.
Уровень самоконтроля
Сыграйте с ребёнком в игру «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы.
Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)
Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги. На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите ребёнка повторить его. Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.
Первый раз в первый класс.
В какое время года бывает снегопад?
В какое время года бывает листопад?
В какое время года бывает ледоход?
В какое время года бывает половодье?
В какое время года идет дождь?
В какое время года гроза?
В какое время года появляются листья на деревьях?
В какое время года птицы вьют гнёзда?
В какое время года появляются птенцы?
В какое время года день равен ночи?
В какое время года можно увидеть росу?
В какое время года бывает град?
В какое время года бывает иней?
В какое время года растут подснежники?
В какое время года готовят сани?
В какое время года готовят телегу?
В какое время года река покрывается льдом?
В какое время года у животных линька?
В какое время года сеют озимые?
В какое время года собирают урожай?
«Что из чего делают?»
Что делают из муки? (хлеб,.)
Что делают из молока? (творог,.)
Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,.)
Что делают из шерстяных ниток? (носки,.)
Что делают из песка? (стекло,.)
Что делают из глины? (кирпич,.)
Что делают из металла? (инструменты,.)
Что делают из нефти? (бензин,.)
Что делают из хлопка? (ткань,.)
Что делают из древесины? (мебель,.)
Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,.)
«Что делают?»
Песок сыплют, а воду. (льют)
Стол накрывают, а постель. (стелят)
Котлеты жарят, а суп. (варят)
Цветы водой поливaют, а огонь.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену.
Воду можно разлить, а горох.
Стол можно сломать, а стакан.
Сено косят, а волосы.
Нитки прядут, а холст.
Плaтье шьют, а шарф.