Юлия Юрина
Консультация для родителей «Готов ли ребенок стать первоклассником»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот
период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в
статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что
требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во
многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что
именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать
всю систему знаний.
У дошкольника должны быть сформированы следующие навыки:
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ребенок стать первоклассником“» размещена в разделах
1. Звуковая сторона речи усвоена.
Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.
2. Правильно произносит слова сложной слоговой структуры.
Не "проглатываются" и не меняются местами слоги, неискажается слоговой
состав.
Пример: велапидист (велосипедист, иструменты (инструменты,
фикульстура (физкультура).
3. Сформированы фонематические процессы. Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству:
свистящие-шипящие (с-ц, с-ш, з-ж, звонкие-глухие (б-п, д-т, соноры (р-
л, м-н).
4. Проводит языковой анализ и синтез.
Может определить, сколько звуков в слове, назвать 2-й, 4-й,1-й, последний
звук, «соседей» заданного звука; может определить количество слогов в
одно-, 2-х, 3-х сложных словах.
5. Умеет составлять предложения, распространять их, определять
количество слов в предложении.
Примерные задания: - Рассмотри картинки. Составь по каждой картинке
предложения.
- Сосчитай, сколько слов в предложениях:
День был тёплый. Около дома росла высокая берёза.
- Составь предложения из ряда слов: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка,
прячет, дупло.
6. Развита слухо-речевая память. Запоминает предложение из 7-8 слов
после двукратного предъявления.
Пример: Весной распускаются цветы: ландыши, нарциссы, фиалки,
тюльпаны.
7. Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.
Адекватно пользуется всеми частями речи, владеет тематическим словарём,
обобщающими словами, названиями частей предметов, знает слова-
синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т. д.
Лексические темы: семья, дом, дикие и домашние животные, птицы, фрукты,
овощи, профессии, спорт, деревья, цветы, одежда, обувь…
8. Усвоен грамматический строй языка.
Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи,
использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов,
множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Пример: У меня нет красивых платье. Мы видим лошадёв. В угле комнаты
стоит мягкая кресла. Мяч выкатился с-под стола.
9. Достаточный уровень развития связной речи.
Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа.
Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по
серии сюжетных из 3-4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные ивременные отношения, не выпускает существенные детали. В речи
использует сложные предложения.
Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе
Упражнение «Выдели заданную букву» (не более 5 мин. каждый день).
Взрослый дает задание, в зависимости от того, какие буквы ребенок забывает
или путает. Ребенку нужно выделить в любой книге или в любом печатном
тексте все заданные буквы. Например: «спрячь» в квадрат за 2 мин. все
буквы А; «спрячь» за 3 мин. все буквы А в квадрат и все буквы О в кружок;
подчеркни за 4 мин. Все буквы Ш одной чертой и Щ – двумя.
Упражнение «Найди букву, которая встречается во всех словах».
Например:
1) Роза, барабан, гриб, ракета, телевизор.
2) Палатка, плита, вол, лодка, пилот.
3)Писатель, салют, весло, карусель, сад.
4) Рота, тор, пот, пилот, матрос. И т. д.
Игра «Соседи звука». Взрослый дает задание найти (на слух) в слове
соседей определенного звука. Например, «Определи на слух соседей звука
П». Слова: компот (соседи звука П – М и О, почка (сосед звука П –
только звук О). Для этого, когда ребенок произносит слово, он старается
произносить слово медленно (кооомммпооот, пооочка, для того, чтобы
слух успел уловить, заданный звук и его «соседей».
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Взрослый называет первое
слово и передает мяч ребенку. Ребенок подбирает слово на конечный звук
предыдущего слова. Например: весна — автобус — слон — нос — сова.
Взрослый может подбирать слова новые для ребенка, но объясняя их
значение.
Таким образом, вы обогащаете словарный запас.
Игра «Ударь гласный звук». Игра поможет находить ударение в словах,
если в этом есть затруднения. Ребенку достаточно сжать руку в кулак.
Проговаривая слово в медленном темпе, ребенок ведет кулак по воздуху и
«ударяет» гласный звук (делает удар кулаком в воздухе). В это время
голосом выделяем этот гласный (например, чемодАн). Если ребенок выделилне тот гласный (например, чЕмодан, обращаете внимание на то, что слово
звучит неверно и пробуете «ударить» другую гласную.
Игра «Придумай слова на заданный звук». Победит тот, кто вспомнит
больше слов на заданный звук (например, на звук В: ваза, выбор, вол, выдра
и т. д.).
Игра «Заколдованное слово». Вы произносите несколько звуков и просите
ребенка составить из него слово. Например: К, О, Т – кот; П, Е, Т, У, Х –
петух.
Родителям нужно разъяснять, чтобы они произносили именно звуки (Б, а не
БЭ! Р, а не ЭР)
Упражнение «Сколько слов в предложении?» Взрослый читает
предложение, а ребенок считает количество слов в нем. Первое время
акцентируйте голосом внимание ребенка на предлогах, которые часто не
замечаются.
Упражнение «Назови нужное слово в предложении». Взрослый просит
послушать предложение и назвать третье (четвертое, пятое и т. д.) слово по
счёту.
Упражнение «Назови лишнее слово». Взрослый просит послушать
предложение и назвать лишнее слово. Например, «Дети катались с огромной
бегали горы». «Крот живёт под над землёй». «Ваня любит играть в детском
мыльном саду».
Игра «Составь предложение». Взрослый просит ребенка составить из слов
предложение и говорит ему несколько слов ( например: гулять, пойду,
вечером, я, другом, с). Ребенок внимательно слушает и составляет
предложение (Вечером я пойду гулять с другом). Затем можно усложнять
задания, предлагая слова в начальной форме (гулять, пойти, вечер, я друг,
с).
Игра «Исправь ошибку в предложении» Взрослый произносит
предложение с ошибкой, а ребенок исправляет. Например, «Лебедь плыл
озеру». – «Лебедь плыл по озеру». «Мы купили красный яблоки». – «Мы
купили красные яблоки». «Листья падают из деревьев». – «Листья падают
с деревьев». «Коза пасёт девочку». – «Девочка пасёт козу».
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую
готовность ребёнка к школе?создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
детей;
o проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
o не ругать ребенка за неправильную речь;
o ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
o не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
o осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Речевая готовность ребенка к обучению в школе определяет его уровень
усвоения школьной программы по всем дисциплинам, дает возможность
находиться в ситуации успеха, благополучно адаптироваться к новым
условиям школьной среды, придает уверенности в себе, повышает
самооценку, формирует положительную мотивацию к учебной деятельности.
Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Помните, только вы и ваша
вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему. Активно радуйтесь
успехам ребёнка, чаще хвалите его!
Если же вы замечаете, что у вашего ребёнка возникают трудности при
овладении этими навыками, или ваш ребёнок нечисто говорит, обратитесь к
специалисту. До школы ещё есть время что-то исправить.