Тамара Инжеватова
Консультация для родителей «Главное — не опоздать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить.
Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?
Если в 2—2,5 месяца ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается, вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!».
В 3—5 месяцев ребёнок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется — «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» — это тоже хороший знак.
Публикация «Консультация для родителей „Главное — не опоздать!“» размещена в разделах
В 6—8 месяцев дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: папа-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т. е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребёнка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребёнок заставляет взрослых обратить на него внимание.
К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребёнок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, еще, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?
К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20—50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.
К 2 годам происходит словарный «взрыв» — дети используют глаголы и прилагательные, т. е. называют действия и признаки предметов. Ребёнок употребляет уже до 100 слов.
К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь — ребенок может строить предложения из двух-трех слов.
К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребёнок использует предложения из трех-четырех слов, называет своё имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.
Если малыш отстаёт более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.
Ребёнок 2—3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределённых по артикуляции звуков (в лучшем случае звукоподражаний, — это не нормально.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребёнок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда.». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребёнка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви. Если до года ребёнок редко слышит обращённую к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идёт у него с большим трудом. Поэтому, если жизнь ребёнка сводится к простому биологическому существованию (накормлен, напоен, уложен спать, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей развития. Ребёнок весел, упитан, физически здоров, а до 2,5—3 лет общается только жестами да отдельными звуками.
Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи. Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».
Помните, возможность развиваться не остаётся неизменной. Именно в первые 3 года ребёнок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.
Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем тяжелее последствия.
Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни — самое благоприятное время.
Главное — не опоздать!