Маргарита Арапова
Консультация для родителей «Функциональное значение дефектолога в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дефектология занимается развитием, формированием интеллекта. Это достаточно разно профильная специальность. Профессия находится «в дружбе» с медициной и педагогикой.
Дефектология (лат. defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог – это специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.
Публикация «Консультация для родителей „Функциональное значение дефектолога в ДОУ“» размещена в разделах
Профессия дефектолога состоит из четырё х основных специальностей:
1. Сурдопедагог – это педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с проблемами слуха.
2. Олигофренопедагог -это педагог, специалист, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.
3. Тифлопедагог – это педагог, специалист по обучению и воспитанию слепых и слабовидящих детей, проводящий реабилитацию детей с проблемами зрения.
4. Логопед- это педагог, специалист, который работает со всеми видами речевых нарушений у детей.
В самом начале своей работы с ребенком, учитель – дефектолог проводит беседу с ребенком, после чего осматривает ребенка, с помощью диагностики выявляет имеющиеся нарушения, а проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.
Так для чего же нужен такой специалист, как дефектолог! Что делает в рамках своей работы этот педагог? :
1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет способности к обучению, организует работу, которая направлена на максимальную компенсацию и коррекцию пробелов в знании и развитии детей;
2. Формирует или повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей, такие как: восприятие, внимание, память, мышление.
3. Формирует, повышает или развивает коммуникативную деятельность детей.
4. Формирует, повышает или развивает ведущий вид деятельности для выбранного (определенного) возрастного периода. Например, для дошкольников ведущим типом деятельности является игровая.
Хочется рассказать об основных направлениях в работе учителя-дефектолога с ребенком :
- формирование элементарных математических представлений
- формирование пространственно – временных представлений
- обучение конструированию : на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
- дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.