Надежда Зиновьева
Консультация для родителей «Формируем у детей интонационную выразительность речи»
▼ Скачать +Заказ
Каждый родитель хочет чтобы у его ребенка была яркая, правильная, выразительная речь. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие для всестороннего полноценного развития ребенка. Богатая, правильная речь позволяет ребенку лучше познавать окружающий мир, выражать свои эмоции от увиденного. Общение со сверстниками и взрослыми происходит на более высоком уровне и от этого активнее осуществляется его психическое развитие. Дошкольный период является самым важным периодом для развития интонационной выразительности речи у детей. Существует много способов, методов и приемов для формирования выразительности речи. Я предлагаю вам следующие упражнения, все они проводятся в игровой форме, поэтому они интересны и доступны детям. Если вы будете систематически пользоваться ими, то у детей повысится коммуникативная компетентность, значительно облегчится их общение, а главное будут удовлетворены интеллектуальные и эмоциональные потребности детей. Успехов, вам!
Публикация «Консультация для родителей „Формируем у детей интонационную выразительность речи“» размещена в разделах
Упражнения для развития интонационной выразительности речи
Упражнение «Повтори»
Цель: Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Ход: Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией —так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
Упражнение «Придумай и скажи»
Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.
Ход: Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Упражнение «Различай»
Цель: учить детей использовать и различать интонации.
Ход: Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 -4 высказывания); ответы оцениваются. Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», - говорит педагог. Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.
Упражнение «Лесенка»
Цель: Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.
Материал: Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки - по количеству детей.
Ход: Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).
Упражнение «Волшебная линия»
Цель: Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух. 1-й вариант.
Материал: Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).
Ход: Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке. 2-й вариант. Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.
Ход: Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».
Упражнение "Осенние листочки"
Цель: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").
Материал: Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
Ход: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Упражнение «Кот – кошка – котенок»
Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.
Ход: Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.
Упражнение «Высоко – низко»
Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.
Ход: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах, изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.
Упражнение «Вьюга».
Цель: учить регулировать силу голоса.
Ход: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:
- Вьюга начинается.
Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…
Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.
Упражнение «Тихо – громко»
Цель: учить изменять силу голоса.
Ход: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.
Упражнение "Слушай, думай, называй"
Цель: Формировать навыки восприятия логического ударения.
Ход: Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).