татьяна хлынова
Консультация для родителей «Формирование словаря числительных у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Главными задачами воспитания лексической культуры речи является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. На занятиях по математике дети овладевают количественным и порядковым счетом, сравнивают числа, получают знания о величине и форме предметов, знакомятся с геометрическими фигурами, ориентируются на плоскости, в пространстве, времени. Дети отвечают на вопросы, комментируют свои действия, проговаривают ход выполнения задания, рассказывают о выполненном, активизируя при этом лексический словарь.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование словаря числительных у старших дошкольников“» размещена в разделах
Условное деление лексического словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательно усваивать его на занятиях от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети при формировании математических представлений, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами.
Рассуждения детей основываются на зрительном восприятии анализируемого или сформированного представлений. Поэтому их речь следует за выполнением действия другим лицом. Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, постепенный переход к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдаются организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщениям.
Процесс формирования связной речи предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью.
На занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат.
Набор «Букашки-собирашки», «Слоняшки сосчиташки», «Черепашки цифры» из комплекта математике STEAM - наборы предназначены для собирания-разбирания, определения правильной последовательности по прямым и косвенным признакам. Развитие мелкой моторики, произвольности внимания, подсчет, сортировка, определение цвета теперь проходят в увлекательной игровой форме. Это отличный способ совместить игру и обучение! Наборы очень приятные на ощупь, адаптированы под детскую руку. С помощью этих наборов можно решить такие задачи как соотнесение качественных прилагательных и существительных, согласование в роде, числе и падеже (красный слоник, красная черепаха, закрепление в речи порядковый числительных (первый, второй).
Согласование количественных числительных с существительными также проводится поэтапно. Сначала отрабатывается согласование существительных с числительными в именительном падеже. Работа начинается с прямого счета предметов и сопоставления окончаний, согласованных с числительными один, два, три, четыре. На первом занятии подбираются предметы мужского рода, на следующем – женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используются любые предметы. Аналогичным образом проводится работа по согласованию существительных с числительными пять, шесть и так далее.
Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит детей соотносить звучащее слово с предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы. Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.