Юлия Гришаева
Консультация для родителей «Формирование представлений о времени у дошкольников»
▼ Скачать
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности ребенка. Ведущим познавательным процессом этого возраста выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребенка правильное представ-ление об окружающих предметах и явлениях.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о времени у дошкольников“» размещена в разделах
Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. Если этот фундамент не будет прочным, затрудняется освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Восприятие в разные возрастные периоды дошкольного детства имеет свои особенности:
• в 3—4 года оно носит предметный характер, то есть ребенок все свойства предметов считает принадлежащими им нераздельно;
• в 4—5 лет ребенок активно познает свойства предметов;
• в 5—6 лет ребенок учится различать разновидности свойств предметов и явлений, эти знания постепенно организуются в систему.
Если восприятие уже стало внутренним процессом, создало условия для познания скрытых связей между предметами и явлениями, то можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе. К моменту поступления в школу необходимо сформировать у него представления о времени.
Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети иногда сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть». Необходимо «показать» ребенку время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год, его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость, научить его свободно оперировать этими понятиями.
При формальном заучивании названий и последовательности дней недели или названий месяцев ребенок не получает убедительных для себя представлений о длительности, емкости мер времени, об их смене и периодичности. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на особенности восприятия в дошкольном возрасте.
Образное мышление и воображение являются ведущими у дошкольников; следовательно, образная подача материала обеспечивает наибольшую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления ребенка.
Использование принципа одушевления и приема сюжетной подачи материала в процессе формирования представлений детей о времени поможет «показать» время и его характеристики.
Образы, а также признаки цвета, символизирующие различные значимые показатели, используемые как модели мер времени, служат наглядным материалом для распознавания, установления последовательности, составления представлений о продолжительности того или иного отрезка времени. Они не только помогают детям формировать представления о времени, их также можно использовать в дидактических играх для закрепления полученных знаний.
Предлагаемая система занятий, основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала, может быть использована педагогами в работе по формированию представлений о времени у детей среднего и старшего до-школьного возраста. Параллельно может проводиться и ознакомление со временем при помощи календаря.
В младшем дошкольном возрасте дети уже способны различать и называть отдельные части суток: день — ночь, утро — вечер.
Продолжая эту работу, педагог привлекает образ сказочного героя — гнома Тик-Так, показывая с его помощью последовательность, сменяемость частей суток.
Наглядно представить неделю детям поможет знакомство с другими игровыми персонажами — братьями Гномами, а их часы помогут понять длительность, текучесть и емкость этого отрезка времени.
Продолжая работу по формированию временных представлений, педагог знакомит детей с понятиями Сегодня, Завтра и Вчера, также используя стихотворный и наглядный материалы, что помогает детям «увидеть» такие сложные, нематериальные временные понятия.
В старших группах дети познакомятся с братьями Месяцами, каждый из которых будет рассказывать о себе и своих старших сестрах: Зиме, Весне, Лете, Осени. А их часы дадут детям наглядное представление о продолжительности, сменяемости и последовательности этих временных эталонов.
На занятиях необходимо конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств, характеристик времени, а также систематизировать и обобщать эти знания и представления. Так, познакомив детей со всеми жителями страны Времени, используя стихотворный и наглядный материалы, включая в повседневную деятельность детей дидактические игры, приведенные в данном пособии, творчески организуя предметную и игровую среду, педагог сможет успешно решить все эти задачи.